Печать

 

 Шталенкова КсенияДеньги и идеология: [R]эволюция белорусскости длиной в 100 лет

Предлагаем познакомиться с новой книгой : Шталенкова, Ксения. Деньги и идеология: [R]эволюция белорусскости длиной в 100 лет : монография / Ксения Шталенкова. – Вильнюс: Европейский гуманитарный университет, 2018. – 296 с. : илл. – (“Opus Primum: Труды молодых исследователей ЕГУ” ; вып. 1). – ISSN 2538-8975 (print)

Материальные деньги представляют интерес не только в социально‑экономиком измерении, но и как комплексная категория, позволяющая анализировать поле символического производства. Благодаря своему визуальному дизайну деньги способны выступать в качестве идеологического инструмента по продвижению своеобразного государственного «имиджа» вплоть до возникновения квазирелигиозной веры в национальные деньги. В данной книге исследуется визуальный дизайн бумажных денег, циркулировавших на белорусских территориях с 1917 по 2016 год. Целью исследования является попытка концептуализировать с помощью анализа национальных нарративов, использованных в дизайне банкнот, коммуникативный потенциал денег отобразить идею белорусскости. Книга относится к междисциплинарному направлению, охватывая политическую историю, социальные науки и визуальный дизайн, и адресована широкому кругу читателей, в том числе и за пределами Беларуси. Вместе с этим она может представлять интерес для исследователей в области визуальной социологии (культурных и визуальных исследований) и историков дизайна, а также для графических дизайнеров — в особенности для студентов и, как можно надеяться, экспертов в дизайне национальных бумажных денег.

Скачать

Деньги и идеология: [R]эволюция белорусскости длиной в 100 лет (7,219.14 KB)

Деньги и идеология: [R]эволюция белорусскости длиной в 100 лет (54,822.49 KB)

 

 Введение.

Как часто мы смотрим на деньги? Насколько внимательно мы их рассматриваем? И нужно ли это делать, если они служат лишь всеобщим эквивалентом, да и в современном мире все большую популярность приобретают бесконтактные формы платежей? Однако материальные формы денег, традиционно представляющие интерес в социально-экономических исследованиях, также могут выступать как комплексная категория, позволяющая анализировать поле символического производства. Так, благодаря своему визуальному дизайну бумажные деньги способны выступать в качестве инструмента по продвижению своеобразного государственного “имиджа”. Но как и кем конструируется этот “имидж”? И почему одни банкноты способны вызывать квазирелигиозную веру в национальную валюту, в то время как другие оставляют нас совершенно равнодушными?

Тем не менее бумажные деньги нечасто становятся объектом исследований в области визуальной социологии и дизайна, и белорусские деньги не исключение, хотя их история охватывает весьма обширный материал. Так, 5 декабря 1917 года на I Всебелорусском съезде впервые был выдвинут на обсуждение вопрос о белорусской государственности, однако через две недели съезд был разогнан Совнаркомом Западной области и фронта. С этого времени на протяжении десятилетий белорусские территории были наводнены множеством денежных знаков. В 1917-1944 годы хождение имели выпуски денег различных государств и местных властей, которые по-разному интерпретировали включенность

Беларуси в восточноевропейские политические процессы. После 1944 года использовались только советские рубли, а с 1991 года в независимой Республике Беларусь появилась своя национальная валюта. В 2016 году в обращение были введены белорусские рубли нового образца, и хотя это уже четвертый выпуск национальных денег, именно в их дизайне спустя практически целый век после первых попыток провозглашения белорусской независимости полноценно начинает оформляться идея белорусскости — эти деньги буквально заговорили на белорусском языке. В данной книге исследуется визуальный дизайн бумажных денег, циркулировавших на белорусских территориях с 1917 по 2016 год. Целью исследования является попытка концептуализировать с помощью анализа национальных нарративов, использованных в дизайне банкнот, коммуникативный потенциал денег отобразить идею белорусскости. Каждая отдельная фаза на протяжении указанного периода утверждалась соответствующим выпуском бумажных денег, отмечавшим новый этап эволюции белорусскости, концепция которой была вынуждена развиваться в условиях противоречий и конфликтов, характерных для дискурса Беларуси. Что же могут рассказать и что скрывают белорусские бумажные деньги, циркулировавшие на этой территории последние 100 лет?

Так, в Главе 1 будет продемонстрировано, каким образом изменялся исследовательский взгляд на деньги в исторической перспективе от экономического подхода до визуального анализа денег как важного идеологического инструмента. В этой главе также обозначаются лакуны, которые на данный момент не заполнены в исследованиях белорусских денег, и предлагается аналитический инструментарий для работы с дизайном банкнот.

В Главе 2 будет представлен сравнительный анализ германских оккупационных денег, первых советских рублей и локальных выпусков денежных суррогатов, которые имели хождение в пределах территориальных границ современной Беларуси в 1917–1924 годах. Банкноты, рассматриваемые в данной главе, позволяют прояснить политический контекст первых попыток провозглашения белорусской независимости, нашедших отображение на различных денежных выпусках этого периода.

В Главе 3 будет рассмотрено, каким образом конструируются национальные нарративы с помощью портретов людей как конвенционального способа продвижения государственного “имиджа”. На примере рублей Российской империи, а также сменивших их советских и польских денег, циркулировавших на белорусских территориях, будет проанализировано, как конструируется образ сверхдержавы и включенность в него белорусского национального интереса вплоть до 1991 года.

В Главе 4 будет определен специфический характер символических функций у денег в постсоветском пространстве, начиная с 1991 года. Также будут намечены основные региональные тенденции в визуальном дизайне банкнот таких ближайших соседей Беларуси, как Литва, Россия и Украина с тем, чтобы, во-первых, определить региональный контекст создания белорусского рубля, а во-вторых, проследить, какие проблемы, вызванные тесными историко-культурными связями, возникают в конструировании современных национальных нарративов в визуальном дизайне современных белорусских денег.

В Главе 5 будет описана трансформация национальных нарративов в визуальном дизайне современных белорусских рублей на примере четырех выпусков национальных банкнот, осуществленных в 1991–2016 годах. Основной предпосылкой к анализу “симптома” белорусских рублей является предположение, что белорусские деньги, возможно, не “говорят”, но “молчат”. В этой главе будут также рассмотрены альтернативные проекты белорусских денег, которые не были утверждены в качестве официальных серий национальных денег. Тем не менее данные банкноты оказываются объектом квазиностальгических переживаний в националистически настроенных кругах.

В заключительном разделе ставится вопрос об актуальности репрезентации национального воображаемого с помощью материальных форм денег в условиях перехода на цифровую экономику. Также предлагается обзор возможных перспектив дальнейших трансформаций в дизайне белорусских банкнот с учетом последних тенденций в визуальном дизайне и в особенности  в дизайне бумажных денег. Кроме того, в этом разделе будет обоснована и необходимость преодолевать институциональное “молчание” в отношении процесса дизайн-проектирования.

Книга относится к междисциплинарному направлению, охватывая политическую историю, социальные науки и визуальный дизайн, и адресована широкому кругу читателей, в том числе и за пределами Беларуси. Вместе с этим она может представлять интерес для исследователей в области визуальной социологии (культурных и визуальных исследований) и историков дизайна, а также для графических дизайнеров — в особенности для студентов и, как можно надеяться, экспертов в дизайне национальных бумажных денег.

ehu.jpg

 афиша