Светлана НекрасоваСветлана Некрасова

Ведущий специалист –художник отдела
разработки банкнот,монет и экспертизы
ценностей управления организации и
методологиикассовой работы Главного
управления эмиссионно–кассовых операций
Национального банка.

 

 

Серия "Казкі народаў свету" разрабатывается в соответствии с Программой выпуска памятных монет Национальным банком Республики Беларусь от 28.07.1995(протокол № 19) и относится к теме "Беларусь и мировое сообщество".

Цель проекта:

  • демонстрация единства гуманитарных аспектов различных народов через общую мировую культуру;
  • демонстрация белорусской сказки как элемента национальной культуры, подчеркивание ее роли и значения как части мирового культурного наследия в целом;
  • получение прибыли Национальным банком Республики Беларусь от участия в международном коммерческом проекте.

Проектируемая серия монет специфична по своему содержанию. Она изначально имела определенные заданные условия, в рамках которых и формулировалась ее концепция. В связи с этим разработка данной серии потребовала несколько отличный от традиционного подход к созданию задания на проектирование, в частности:

  1. Одно из условий заключалось в том, что эта серия монет представляет монеты подарочного типа, - ноу-хау для Национального банка Республики Беларусь. Монеты, задуманные, в первую очередь, как подарки к праздникам, до настоящего времени Национальным банком не выпускались. То есть серия рассчитывалась на более широкий круг потребителей, не только профессиональных нумизматов, поэтому к монете предъявлялись повышенные эстетические требования.
  2. Тема для реализации данного проекта характеризовалась аполитичностью и гуманитарной направленностью.
  3. Сказки, входящие в серию, рассчитывались на широкого потребителя не только у нас в стране, но и за рубежом, и поэтому должны были иметь определенную мировую известность. Монеты, соответственно, предполагались нарядными и привлекательными по форме, с узнаваемыми сюжетами, характерами и образами героев, с ярко выраженным позитивным смысловым содержанием.
  4. Серия задумывалась с целью выхода Национальным банком Республики Беларусь на международный нумизматический рынок, в частности, российский, польский.

Перечисленные условия задали конкретные характеристики всей серии монет, такие, как повышенная декоративность, ярко выраженное позитивное содержание, всемирная известность самих сказок и другие. Новая серия полностью соответствует общей идеологии программы выпуска монет Национальным банком, являясь оригинальным ее продолжением, открывает новые перспективы и аспекты для подобной деятельности, соответствующие последним тенденциям на мировом нумизматическом рынке. Проект преследует как общие гуманитарные, идеологические, так и коммерческие цели.

Сказка - один из основных жанров устного народно-поэтического творчества. На протяжении длительного времени народы разрабатывали и бережно хранили этническую поэзию, служившую своего рода устным учебником философии, родной истории, традиций, эстетики, культуры, передаваемым из уст в уста из поколения в поколение. Сказка представляет собой повествовательное произведение, где присутствует волшебство, действуют удивительные герои или их необычайные помощники, где воображение создает свой специфический мир, в котором, как и в жизни, сражаются силы добра и зла и где всегда побеждают добро и справедливость, а зло всегда наказывается.

В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем сказки обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники, или сказители, привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому большинство народных сказок известно во многих вариантах.

Фольклористы, занимающиеся собиранием сказок и других фольклорных памятников, сталкивались с серьезной методологической проблемой - сохранять ли произведение в первозданном (нередко "непричесанном") виде, или подвергать литературной обработке и добиваться хотя бы приблизительного стилистического и формального единообразия издаваемых сборников. Сказки в художественной обработке неизбежно теряли свою научную и историческую ценность. Однако они тем самым приобретали большую выразительность, стилистическую чистоту, интонационную целостность. Сказки, сохраненные в "первозданном" виде, соответственно, представляли большую аутентичную историческую ценность, но часто являлись совершенно неприемлемыми для читательской аудитории с точки зрения морали, формы языковой подачи и актуальности содержания. Поэтому наибольшее распространение в читательской среде получили так называемые авторские сказки. За счет привлечения к их обработке одаренных литераторов они приобрели новый статус - художественного произведения. Литературные сказки получили широкую мировую известность, стали любимы, читаемы и издаваемы в многочисленных сказочных сборниках на различных языках.

Среди писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные сказки, - А.С. Пушкин, Х.К. Андерсен, В. Хауф, Д.Р. Киплинг, Э.Т.А. Гофман, Дж. Родари, Ш. Перро, А.Н. Толстой, П.П. Бажов, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, пьесы-сказки Е.Л. Шварца и другие. Примером сатирического использования возможностей сказки стали произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам сказок нередко обращались художники и композиторы. монеты из серии «Казкi народау свету»

Белорусские сказки составляют национальное достояние республики. Самобытные и узнаваемые, любимые и читаемые разными поколениями, они транслируют национальную культуру, философию, ценностные представления людей, составляя тем самым часть культурного наследия общества в целом. Созданные с опорой на национальные традиции, белорусские народные сюжеты, характерные типажи, сцены народного быта отличаются яркими, колоритными и, что примечательно, позитивными образами персонажей. К теме сказки обращались такие известные белорусские писатели, как Я. Колас, Я. Купала, М. Багданович, М. Танк, З. Бядуля, Я. Брыль и другие.

Сказка - носитель определенных мировоззренческих, философских, ценностных представлений людей соответствующей эпохи. Исторически так сложилось, что сказка как жанр народно-поэтического творчества трактовалась одновременно с двух позиций: как аутентичное народно-поэтическое произведение, представляющее немалый интерес для ученых, этнографов, историков и других специалистов, и как авторское литературно-художественное произведение, своего рода популярная литература для широкой читательской аудитории, в первую очередь, детской.

Материал по теме "Казкі народаў свету" огромен по своему содержанию. Трансформация основной идеи конкретной сказки в монете требует предварительного серьезного исследования этого материала. Народная сказка предполагает глубокое изучение этнографии, национальной символики, семантики, семиотики, истории, оригинального фольклорного материала соответствующего региона, и требует научного подхода к разработке, а значит, и согласования проекта с научными специалистами в данной области, например, с Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора Республики Беларусь. Сроки разработки и дополнительные финансовые расходы в условиях коммерческого проекта не предполагались, поэтому специалисты банка обратились к авторским сказкам.

В отличие от народных авторские сказки, прочитанные давно в детстве, казались более понятными и запоминались благодаря наличию самого автора. Они как бы обладали большим уровнем адресности и актуальности. Как произведение изначально художественного, а не мифологического характера, авторская сказка лучше воспринимается (понимается и запоминается) современным читателем и лучше поддается художественной обработке. Авторское произведение субъективно, соответственно, вполне может предполагать и такое же субъективное идеологическое осмысление. Главная задача - умение представить идею произведения и переложить ее на язык пластической формы.

Именно авторские (литературные) сказки со своим специфическим художественным стилем повествования, индивидуальными изобразительными средствами, узнаваемыми сюжетными фабулами, характерными методами художественного отражения действительности, актуальными социально-эстетическими взглядами и идеалами по принципам своей организации отвечали всем задачам проекта.

Монеты серии стали хорошими подарками к зимним праздникам - рождественским и новогодним, ко дню рождения ребенка и иным календарным праздничным датам: 1 июня - Международный день защиты детей (Россия, Беларусь); 14 октября - День матери (Беларусь, последнее воскресенье ноября - Россия); 14 февраля - День Святого Валентина (Россия, Беларусь); 8 марта -День женщин (Россия, Беларусь); 1 апреля - День юмора (Россия, Беларусь); 1 сентября - День знаний (Россия, Беларусь).

Каждая пора года несет определенные семантические культурно-смысловые ассоциации. Исходя из этого, был разработан общий ассоциативный ряд сказок: зима - "Снежная каралева" (Ханс Кристиан Андерсен, 1805 - 1875), Дания; весна - "Маленькі прынц" (Антуан де Сент-Экзюпери, 1900 - 1944), Франция; лето - "Сымон-музыка" (Якуб Колас - Мицкевич Константин Михайлович, 1882 - 1956), Беларусь; осень - "Каменная кветка" (Павел Петрович Бажов, 1879 - 1950), Россия; зима - "Дванаццаць месяцаў" (Самуил Яковлевич Маршак, 1887 - 1964), Россия.

В создании данной серии был заложен следующий подход: изображать в монете философскую фабулу произведения, а не его сюжет. Это не иллюстрация к сказке. Монета, посвященная сказке, - самостоятельный художественный объект, организованный по своим специфическим канонам и несущий свои специфические художественные функции. Она не может быть создана на основе принципов книжной иллюстрации, а должна отражать дух сказки, ее философию, идею произведения и мораль. Из названия серии "Казкі народаў свету" следует, что она представляет сказки разных государств и разных народов.

Непохожая на все другие серии, она включила в себя ряд инноваций: необычная форма самих монет, отсутствует опушка, а следовательно, увеличено их композиционное поле; техника изготовления - оксидирование, детально передающее все нюансы рисунка монет; декоративная вставка - искусственный циркон; характерная аверсная сторона монет, где помимо традиционных элементов помещен общий объединяющий всю серию мотив (мальчик и девочка, сидящие на месяце и читающие книгу) - все это вместе делает серию "Казкі народаў свету" яркой, красивой и необычной.

Монета «Снежная каралева»

Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875) - знаменитый датский писатель, один из самых известнейших и любимейших в мире писателей-сказочников. Его сказки - одно из значительных явлений в мировой литературе XIX века. Сказки Андерсена, проникнутые мягким юмором, сердечной добротой, нравственной чистотой и искренностью, по форме истинно детские, но настолько серьезные по содержанию, что вполне доступны для понимания только взрослым.

В 2005 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого датского писателя. Именно поэтому весьма символично было начать серию "Казкі народаў свету" со сказки "Снежная королева". Эта сказка рассказывает трогательную историю о том, как одна маленькая девочка силой своей любви победила волшебство Снежной королевы и спасла от гибели своего названного братца. "Снежная королева" - гимн любви, сказка, в которой поднимаются общечеловеческие, общефилософские проблемы: что есть красота, доброта, сила и мужество. Она утверждает позитивные жизненные ценности. Добрые чувства, сила нравственного совершенствования человека и неуклонное движение к поставленной цели - залог лучшей жизни, так утверждает сказка.

Композиция монеты крайне лаконична и чиста. Три - пять символов, и сюжет сказки раскрыт. Сама героиня - Снежная королева - сложный образ, притягательный и отталкивающий одновременно. На нем сконцентрировано основное внимание: "большая снежинка, которая вдруг стала расти, и расти, пока не превратилась в прекрасную женщину…" - так описывает ее сам Андерсен. Потому на монете по краю радиуса появился шлейф из снежинок - мантия Снежной королевы, остроконечный воротник, корона со вставкой из камня - королевские регалии. Снежная королева изображена так, как будто она только что обернулась и посмотрела на вас: нежная, прекрасная, но холодная. Мороз пробегает по телу от взгляда, но все равно хочется смотреть и смотреть в ее лицо.

Главное действие сказки разворачивается от истории с осколками разбитого кривого зеркала. Когда такой осколок попадает в глаз человека, то он начинает видеть все в искаженном свете, а когда в сердце - становится бесчувственным и жестоким. Поэтому на монете видно, как фоном от портрета Королевы расходятся осколки разбитого зеркала.

Андерсен вложил в сказку свои глубокие христианские представления о любви, нравственных человеческих отношениях. Так в самой сказке, а затем и в монете появился символ розы - древний христианский символ любви. Можно не помнить содержания сказки, но, взглянув на монету, сразу понятно, какая именно история на ней изображена.

Монета «Маленькі прынц»

 маленький принц

В рамках серии к весенней монете была предложена сказка "Маленький принц" Антуана де Сент Экзюпери (1900 - 1944), Франция. Она относится к числу самых известных литературных сказок XX века, читаемых во всем мире. Обладая ярко выраженной философской направленностью, представляющая величайшее (красивейшее) художественное произведение, сказка является одним из самых глубоких образных явлений в современной литературе, воспринимаемых совершенно однозначно вне зависимости от менталитета вероисповедания и социальной принадлежности читателя. Это сказка для взрослых. Она, как и всякое глубокое по своему содержанию художественное произведение, требует к себе серьезного отношения, понимания, находит отклик в душах современных читателей, близка и актуальна многим.

Сказка об извечных философских проблемах человечества: о жизни и смерти, о смысле жизни, о мире, о человеке, о его месте в этом мире, воспаленная фантазия автора, потерпевшего аварию самолета посреди пустыни. Мираж и целый мир - красивый, добрый, искренний со своей удивительной мифологией, с ярчайшей и сильнейшей собственной восхитительной, чарующей, удивительной магией слов, образов, сюжетов.

Чтобы в полной мере передать такое сложное, неоднозначное философское произведение, в монете был придуман оригинальный сюрреалистический подход к изображению. Если смотреть прямо на монету, то в первую очередь виден загадочный пейзаж некой пустынной планеты и главные герои сказки - роза и лис. Но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть и второй план изображения - лицо Маленького принца, образованное элементами, первоначально принятыми за случайные части пейзажа. Так в монете появился двойной глубокий смысл.

Монета изображает мир фантазии: два полукруга, два мира, две планеты, разделенные пустыней - одиночеством. Несколько символичных объектов: артефакт - глаз, роза, лис (образы - герои сказки) и далее звезда - рот, прорезь - нос, полукруг скал, бровь, текст, планета и дальше по кругу - такова и линия движения взгляда - полукруговая по малому радиусу внутри монеты. Дополнительные символические объекты: облака, колодец, звезда - рот маленького принца, прорезь - нос, ростки - побеги молодых растений на "лице принца" - символ жизни. Он есть жизнь, в нем жизнь, ее чистота и красота, ее соль... Его развивающиеся волосы - пески пустыни. Облака усиливают ощущение пустынности и бесконечности. Принц одинок, он далек - там за линией горизонта он - небо, космос.

В основе композиции противопоставление - два мира, два начала, жизнь и смерть, победа жизни над смертью, зрительная композиционная связь двух миров. Они разделены, они параллельны друг другу, они никогда не пересекутся, между ними протекают глубокие пески пустыни - но они вместе, их объединяет взгляд того, кто смотрит на монету, он как бы фиксируется на главном: глаз - артефакт, роза, лис - чувствуется их связь, связанность между собой этих объектов. Скалы - то, что объединяет, завершает композицию монеты. Острые линии скал, и как в капкане между ними, в противовес им, мягкие и пластичные побеги молодых растений на заднем плане, сбоку - волосы маленького принца и пески пустыни. Это еще один контраст, символизирующий несовершенство нашей жизни. Непосредственно заимствованные из сюжета сказки образы-символы: лис - "мой лис, мой друг, мы в ответе за тех, кого приручили"; роза - гордый, капризный цветок, символ любви, красоты жизни, "она наполнила мою жизнь ароматом, а я не сумел это оценить"; пустыня - символ одиночества, бесконечность; звезда - символ маленького принца, "у тебя будут совсем особенные звезды, звезды, которые умеют смеяться"; колодец - место, недалеко от которого маленький принц впервые появился на планете Земля, символ самого автора для маленького принца.

Сложная сказка потребовала сложного изображения, но зрительно воспринимается она просто, цельно, что говорит о действительно удачно найденном художественном воплощении монеты.

Монета «Сымон-музыка»

сымон-музыка

Одно из наиболее известных произведений классика белорусской литературы народного поэта Я. Коласа. Поэтический рассказ о судьбе талантливого музыканта Сымона, его поисках правды и смысла жизни - своеобразный гимн народному искусству как извечному источнику духовной силы народа. Произведение глубоко философского характера с чудесной тонкой лирикой повествования.

В монете нужно было передать одновременно и весь романтизм формы сказки и острую социальную значимость ее содержания. Эта задача была реализована следующим образом. Рисунок монеты составляют три группы изображений: орнаментальная композиция, образ Сымона, играющего на скрипке, и элементы пейзажа - изображение поля, замка, хаты.

В орнаментальной композиции зашифрована фабула литературного произведения - талант музыканта, отданный на служение своему народу, правде и справедливости как высшей человеческой ценности, и единственно верный путь развития для творческого человека. Композиция включает рисунок главного элемента с вставкой из камня (искусственный циркон) - символ песни, восьмиконечную "зорку" - символ человека и связанную с ней в систему рисунка четырех квадратов - символ справедливости. В основу здесь положен традиционный белорусский орнамент, изображающий понятие справедливости, символ справедливого человека.

Вся орнаментальная композиция расположена на заднем плане, занимает как бы часть неба над полем-пейзажем. В ткань орнамента вплетено изображение части деревенской хаты с окошком - родной дом Сымона, откуда он начал путь познания себя, своего таланта и поиск своего предназначения (места) в этом мире.

Образ Сымона - романтичный образ мальчика и в то же время не совсем земного создания. Сказка начинается с того, как беседуют между собой колосок и липовый листок. Колосок вырос один, сам по себе, дикий под деревом, но его судьба не так горька, как у листочка, который, живя в кругу семьи, является чужим, не таким, как все, и поэтому отторгнутым. Образ мальчика со скрипкой выступает на переднем плане. Рисунок же плечевого пояса Сымона, пластичный и нюансный, изображен формально - образовывается символичным рисунком колоса, мягко сработанной ребристой фактурой и плавно уходит в край монеты.

Элементы пейзажа представлены двумя полукругами поля переднего и заднего плана и двумя отдельно стоящими объектами - деревенской хатки и замка. Начав свой путь от родного дома, где он был чужим и непонятым, Сымон по сюжету сказки претерпевает несколько этапов своего становления. Так, сначала он живет тем, что странствует и зарабатывает кусок хлеба своим талантом - отсюда в монете рисунок пейзажей, образ бесконечных дорог. Потом он попадает в принудительное, унизительное служение к трактирщику - отсюда образ корчмы. А затем попадает в качестве забавной экзотической игрушки к князю в замок. Так на монете появилось изображение замка. Все перечисленные объекты: пейзаж, хатка, корчма, замок - ключевые образы по сюжету сказки, поэтому все они присутствуют на монете как символы этапов нравственного становления Сымона.

Перед создателями данной монеты была поставлена сложная задача - трансляция социальной роли поэта, музыканта, творческого человека в жизни своего народа. Ее смогли решить с помощью изображения традиционного белорусского орнамента и других узнаваемых базовых символов сказки.

Монета «Каменная кветка»

 каменная кветка

Четвертая монета в серии "Казкі народаў свету" посвящена сказке "Каменная кветка" ("Каменный цветок") известного уральского писателя, фольклориста, краеведа, историка, талантливого обработчика народных преданий, легенд и сказов Павла Петровича Бажова (1879 - 1950). Ярчайшее, колоритное явление в истории русского сказочного эпоса ХХ века, основанное на мотивах и образах уральского фольклора. Автор своеобразных, запоминающихся, узнаваемых сказок с характерным содержанием сюжетов и колоритным языком изложения. Его сказки по своей самобытности не имеют аналогов в истории русской сказочной литературы, занимают достойное место среди лучших произведений данного жанра, переведены более чем на 100 языков мира.

Сказка "Каменная кветка" раскрывает проблему поиска решения главных задач в жизни каждого человека - определение жизненных целей и ценностей. Что важнее в этом мире: профессиональное совершенствование и мастерство, поиски идеального решения, творческая реализация или любовь, преданность и верность близкого человека? Сказка раскрывает конфликт и противостояние сильной личности общественному мнению, рассказывает о героях, способных преодолевать многочисленные жизненные трудности на пути следования к благородной цели. Сказка о силе духа человеческого, силе характера.

Рисунок монеты образован мозаикой состыкованных друг с другом камней (уральских самоцветов). Каждый такой камень закреплен за определенным элементом символом сказки. Фактически композиция монеты разделена по нескольким группам изображений: сам каменный цветок; текст и комплекс камней как фон под текстом; образ Данилы-мастера и комплекс камней-символов, раскрывающих его образ; образ Катерины и комплекс камней-символов, раскрывающих ее образ; Хозяйка медной горы в образе ящерицы, сидящей на камне, и камень малахит.

Центр композиции - изображение самого каменного цветка (цветка дурман - травы, или белены), вокруг которого и завязана вся композиция. Изображение цветка достаточно реалистично. Он одновременно и живой и каменный. Цветок отделен от всей группы изображения, он как бы раздвигает камни вокруг себя.

Поле монеты целиком заполнено символичными сюжетными образами сказки. Три самых крупных рельефных камня, вертикально вытянутых по форме, содержат изображения главных персонажей: Данилы-мастера, его невесты Катерины и Хозяйки медной горы в образе ящерицы. Образы Катерины и Данилы представлены, как частично проявленное на поверхности камня изображение (как бы высеченное из камня), а частично - как реальное лицо человека, с мягким рельефом губ, носа, глаз. Такое пластическое решение позволяет сделать образы и живыми и неживыми одновременно.

Каждый герой имеет свой характер. Образ Данилы, молодого одаренного горного мастера, символизирует собой творческое начало. Неземной взгляд, направленный в себя, увлеченный. Весь смысл характера Данилы в сказке заключен в поиске идеального выражения творческой идеи. Лицо в профиль, выраженные скулы, большие, глубоко посаженные глаза, верхний ракурс поворота головы, волосы, налипшие на лоб, собранные тонким обручем (символ принадлежности к профессии мастера по обработке драгоценных камней), - все это создает образ творческого человека, раскрывает характер героя.

Лицо Катерины также изображено на фоне камня - с нижнего ракурса рисуется прямо на изломанной его поверхности, что вносит дополнительный драматизм в образ. Однако эти изломы не должны мешать цельности восприятия. Тип лица славянский - овальная форма, большие выразительные глаза, прямой и не резко выступающий нос, маленький рот, прямой овал бровей, мягкая форма скул, длинная шея. Катерина представляет собой жизненное начало, она открыта этому миру, земной жизни, она транслирует традиционные общественные человеческие ценности.

Глаза - зеркало души. Для Данилы характерен "взгляд в себя". Взгляд Катерины выражает надежду, он мягок, устремлен вверх ("смотрит вовне").

Между образами Данилы и Катерины расположен крупный вытянутый камень - носитель третьего ключевого образа монеты - изображение ящерицы, самой Хозяйки медной горы.

По правую сторону от Данилы расположено изображение светящейся чаши - сюжетного элемента сказки. Она носит второстепенный, вспомогательный характер. По левую сторону от Катерины - камень с нанесенным рисунком двух птиц и дерева - образы, взятые из сюжета сказки и символизирующие любовь. На передний план по низу монеты в каждой из групп выступают три камня малахита, объемных по рельефу, но второстепенных по рисунку, форме и содержанию, они также передают сюжет сказки, которая символизирует жизненную мудрость, воспевает традиционные человеческие ценности.

Характерной для изображения данной сказки стала композиция из камней - мозаика жизни. У каждого она своя, неповторимая, и каждый складывает ее сам, по своему усмотрению. Монета предлагает каждому домыслить сюжет сказки самостоятельно.

Монета «Дванаццаць месяцаў»

Сказка "Двенадцать месяцев" - красивая рождественская (новогодняя) история о том, что один единственный раз в году, в зимнем лесу, вокруг общего костра собираются вместе все двенадцать месяцев. И тогда их можно увидеть каждого со своими естественными чудесами. Когда среди зимы вдруг наступает апрель и из-под снега пробиваются живые нежные весенние цветы - подснежники, это и есть настоящее чудо. Сказка о том, как мудрость, красота и доброта человеческая способны победить жестокость, глупость и злобу, о том, что порок не может остаться безнаказанным, а добродетель обязательно бывает вознаграждена. При этом ее содержание проникнуто атмосферой праздника, искреннего детского ожидания чуда, которое вот-вот должно свершиться, оно придет и тогда все станет на свои места.

Композиция монеты круговая. В левом верхнем углу изображена корзинка с подснежниками. Часть подснежников высыпаются из нее и, образуя полукруг, трансформируются из живых цветов в цветы из морозных узоров и далее - во вьюгу и снежинки над зимним лесом. Здесь зашифрована основная идея произведения, что сила человеческой добродетели была вознаграждена тем, что среди зимы зацвели весенние цветы - подснежники. Невозможное стало возможным - в волшебную рождественскую (новогоднюю) ночь цветы на снегу расцвели, среди зимы пришла весна и, как должно быть в сказке, добро восторжествовало над злом.

Внизу в центре монеты (посреди зимней поляны) изображен костер со вставкой из камня (янтарь круглой формы). Костер - также знаковая фигура, вокруг него в зимнем лесу двенадцать месяцев собрались поговорить, погреться. Кульминационные действия сказки происходят возле костра.

Монета "Дванаццаць месяцаў" - самая праздничная, нарядная и знаковая среди данного годового цикла. Хотя сюжет сказки не пересказывается в монете буквально, но вместе с тем отражается в ней всецело. В этом и заключается главная художественная идея монеты.

Таков в общих чертах принцип создания монет серии "Казкі народаў свету", каким его видит художник.  на конференции Поэтому еще раз необходимо отметить, что монета - не просто кусочек металла круглой формы с приятной картинкой заданной тематики. Она - еще и мощный носитель информации, некоего потаенного смысла, который каждому предстоит разгадать для себя самостоятельно. Ни один элемент картинки на монете не появляется случайно: ни добавить, ни отнять ничего нельзя. И только тогда она цельно, полно и привлекательно воспринимается, когда в ней согласованы идея, смысл и форма их реализации.


На снимке: Участники конференции с интересом рассматривают памятны монеты Национального банка Республики Беларусь, созданные Светланой Некрасовой.