Разорители прошлого
Времена, когда "черные археологи" были персонажами из детской страшилки ("на черной-черной горе копается черный-черный археолог"), давно прошли. Теперь их можно встретить, без преувеличения, везде. "Откройте карту, где зафиксированы все археологические памятники, и ткните пальцем наугад, - говорит известный археолог профессор В.Рябцевич. - Поезжайте туда сразу, как снег сойдет. Вот и познакомитесь. Правда, в рекламе они не заинтересованы, хотя деятельности своей не стесняются..."
Называют их по-разному - "черные гробокопатели", "копари", "трофейщики", а то и просто "мародеры". Это давно уже не энтузиасты-одиночки, увлекающиеся древними преданиями, обожающие исторические загадки и тоскующие по приключениям. Напротив, это хорошо налаженный и достаточно прибыльный, хотя и рискованный бизнес. Ни о какой романтике здесь речи
не идет. Люди просто зарабатывают деньги, копаясь в курганах или военных захоронениях. Есть мнение, что "черное" кладоискательство контролируется различными криминальными группировками.
"Профессионалам - зарплата навалом..."
С каждым годом археологов-стяжателей становится все больше. Конкуренция становится все серьезнее. Как и в любом бизнесе, здесь есть дилетанты и профессионалы. Нередко среди них встречаются и те, кто прежде занимался археологией для науки, - люди с историческим образованием. Во всяком случае, заправляют здесь именно профессионалы. Они соблюдают строгую специализацию и не вторгаются в чужие вотчины. Скажем, те, кто роет курганы, не интересуются солдатскими могилами. Есть специалисты по поискам кладов в старых жилых домах, руинах заброшенных селений и т.д. В Интернете сегодня без проблем можно найти легенды-наводки о кладах, множество дидактического материала по кладоискательству, учебники по "черной археологии" с подробными схемами, типичными местами размещения кладов, даже о том, "пятна какого цвета можно увидеть на кладке, если в ней замурован клад с серебром или бронзой".
Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и вспомогательных исторических дисциплин БГУ Валентин Рябцевич не скрывает возмущения
: - Мне нередко приходится производить оценку монет, других ценностей, которые задерживает, к примеру, таможня. Практически все они - из добычи "черных" археологов. Сейчас идет хорошо оснащенный, организованный грабеж.
Оснащены "черные археологи" значительно лучше, чем официальные. Поскольку "черное" кладоискательство - бизнес, то и вкладывают в него, не скупясь. Нередко бывает так, что "черные" просто идут по следу тех, кто работает на благо науки, а не корысти ради. Скажем, ученые-археологи начинают раскопки того или иного древнего поселения, кургана, стоянки. Копают медленно, перетирая грунт в подобных местах буквально по песчинкам. Заканчивается срок одной экспедиции, а когда приезжает другая - копать там уже нечего. Почва буквально взорвана - какие уж тут исторические пласты, культурные слои! Территория больше напоминает Мамаев курган после легендарной битвы. В ход идут самые "навороченные" металлодетекторы. И все, что эти приборы не сканируют, для "черных" интереса не представляет. Ученым же, напротив, вещь как таковая говорит немного, крайне важен контекст: где, как, в соседстве с какими предметами была обнаружена и т.д. Впрочем, злые языки утверждают, что нередко "черные" имеют собственных информаторов и в научной среде.
...Условия нашей встречи с этим немолодым холеным человеком были жесткими: ни имени, ни съемок, даже со спины. Полная конфиденциальность взамен на небольшое количество информации
: - О структуре нашей рассказывать не буду. Скажу только, что копаю давно. Все, что о "черных" пишет ваш брат, высосано из пальца. В том числе и причитания о диком, баснословном спросе на предметы старины. Конечно, у меня есть свои скупщики, но, поверьте, все имеет свои, весьма, кстати, небольшие цены и спрос. Да еще найди все это, выкопай. Археолог - он ведь по-любому свою зарплату получит - нароет что ценное или нет. А меня ноги да собственная удача кормят. И профессионализм, между прочим, у нас, "черных", выше. Я должен знать обо всем, что выкопаю, от окаменевшего экскремента мамонта до княжеского оплечья...
- Говорят, что те, кто занимается копанием исторических ценностей, - очень состоятельные люди?
- Не знаю. Перекупщики - может быть. Но те, которые копают, отнюдь не богатеи. Да и истории неприятные с ними часто случаются. Особенно с "могильщиками". Кто ж потом станет искать нового соседа у солдата, что больше полувека в земле лежит. Опасная, "паленая" работа. Уж совсем не такая, как вы, журналисты, рассказываете...
- Зачем тогда ею занимаетесь?
- Азарт. И надежда, что когда-нибудь найду что-то очень ценное. Удача ведь любит настырных...
"Могильщики"
Этот отряд "черных" краеведов вполне можно назвать местной особенностью. Во всяком случае есть мнение, что у нас их ряды самые многочисленные. Предметы их розысков - военные могилы. Причем главным образом немецкие. Останки наших бойцов для них интереса не представляют. Говорят, их просто отбрасывают, как пустую породу. А вот в немецких захоронениях интерес представляет все, даже кости. В отличие от советских солдат, нередко из суеверия не подписывавших свои медальоны, все солдаты вермахта имели железные бляхи со всеми необходимыми сведениями о бойце. Они-то и есть главная ценность для мародеров. Через Интернет вполне можно найти родственников и выслать им останки за "умеренное" вознаграждение.
Кроме того, коллекционеры и перекупщики хорошо берут все сохранное немецкое имущество: знаки отличия, патронташи, каски, оружие. Ажиотаж вызван огромным интересом, который проявляют к этому наследию немецкие коллекционеры.
...В Ждановичах, на "блошином" рынке, который кто-то метко прозвал "полем чудес", базируется самая крупная скупка "черного" антиквариата. Здесь ни один из перекупщиков цену на немецкие трофеи не снижает
: - "Бюргеры" берут все, не торгуясь, - отрезает дядька в тулупе и валенках. На его груди приколоты табличка "Куплю антиквариат" и длинный список того, что он согласен купить. Цены, естественно, поначалу называет "на дурачка", совсем низкие - вдруг кто клюнет. Потом, заметив, что "клиент" имеет представление, меняет тон. Хохмит дядька с удовольствием - сильный мороз, и он с утра навеселе. Но на "профессиональные" вопросы не отвечает.
Профессиональные скупщики трофеев не брезгуют работать ни с кем. Более того, они и не скрывают, что большинство из вещей, что в обороте, - находки "могильщиков". Только они теперь и могут притащить что-то по-настоящему ценное. Все, что "лежало на поверхности", - давно ушло. Но прибыль стоит того, чтобы забыть про любую брезгливость. Говорят, что скупщик накручивает порядка 300-500 процентов. В цене - все. Скажем, сейчас немцы хорошо берут каски. Средняя цена хорошо сохранившейся стандартной каски - около 20 долларов, каски солдата СС - 50. Гораздо выше ценятся знаки отличия. Все зависит от того, сколько солдат той или иной дивизии полегло здесь во время войны. Если много - знаки дешевле: до 20 долларов, если смерть свою дивизия нашла, к примеру, в Украине, то ее знаки различия здесь ценятся выше - до 150 долларов. Самый легендарный и дорогой знак - танковой дивизии "Мертвая голова". Встречается крайне редко, скупщики даже затрудняются назвать его реальную цену. На остальное же расценки стабильны: железный крест - 50 долларов, "курица" (значок со свастикой, который носился на пилотках) - 15 долларов.
"А мы червей для рыбалки копали!"
Закон об охране историко-культурных ценностей предусматривает уголовную ответственность не только за расхищение, но даже за повреждение исторического слоя объекта. На первый взгляд - даже сурово. Но к ответственности так ни разу никого и не привлекли. Для этого нужно как минимум схватить за руку. А сделать это практически невозможно. Тем более что все копатели в этом вопросе "подкованы": "А мы червей для рыбалки копали! - заявляют люди, стоящие на дне полутораметровой ямы, - а то, что здесь курган, - так мы не знали, знаков же тут никаких нет!"
- Есть охрана природы - хорошая или плохая, но действующая, - говорит профессор В.Рябцевич. - Почему человек, ловивший сетями рыбу или убивший кабана, штрафуется и даже привлекается к уголовной ответственности? А люди, безнаказанно причиняющие громадный ущерб науке, в лучшем случае заплатят штраф в несколько "минималок"! Я могу привести много примеров, когда клад гибнет для науки так же, как сгинул когда-то для своего незадачливого владельца. Это откровенный и циничный грабеж науки. Необходимо серьезно ужесточить законодательство. Почему не начать хотя бы с регистрации металлодетекторов - как регистрируется оружие?
Во всем мире объекты, представляющие историческую ценность, защищены не только законом. Скажем, в Турции подобные места огорожены и находятся под защитой военизированной охраны. В Египте и Италии существуют даже специальные подразделения по охране культурных и исторических ценностей. А у нас ни один участковый милиционер слышать не хочет о привлечении к ответственности "черных". Потому что знает - безнадежно. Белорусские ученые выступили со своими предложениями, приняв участие в разработке "Положения об охране архитектурных памятников при проведении земляных и строительных работ". Быть может, с его принятием хоть что-то изменится. А пока... Скоро весна, и с первыми проталинами на своих любимых метах - у деревень Студенка, Селище, Городище, да и у многих других, где были древние курганы и поселения, где шли бои (смотри по карте), вновь появятся отряды бесстрашных и беспринципных искателей удачи...
Автор публикации: Светлана ЛИЦКЕВИЧ
http://www.sb.by/post/25364/
Дата публикации: 08.02.2003
Разорители прошлого
Модератор: Захар