Где найти копию Венеры Милосской?

Читаем и обсуждаем публикации о коллекционерах, кладоискателях и охране историко-культурного наследия.

Модератор: Захар

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Где найти копию Венеры Милосской?

Сообщение Wiktor » Вс мар 01, 2009 6:42 pm

Где найти копию Венеры Милосской?
Недалеко от Синайского полуострова белорусские дайверы обнаружили римский корабль, потерпевший крушение у берегов Египта 2 тыс. лет назад

Когда смотришь на карту, где указаны места расположения затонувших кораблей, кажется, будто корабли эти вовсе и не погибли, а просто причалили на некоторое время к невидимым подводным островам - рифам и молчаливо ждут, когда мы получим доставленный ими через столетия груз. Думаете, получить посылку, отправленную 2 тысячи лет назад, нереально? Вовсе нет - частичку такой посылки в виде кусочка амфоры сам недавно держал в руках...



В наших краеведческих музеях можно обнаружить просто удивительные вещи. Особенно если попробовать соотнести места находок со временем, когда этими вещами люди пользовались. Например, откуда у нашего первобытного человека среди полесских болот могло взяться ожерелье из ракушек каури, если родина каури этих - Индия! К тому же предназначались эти ракушки не только для украшения: в Африке и Азии каури служили в качестве денег.

Полнейшая загадка - появление в Браславском краеведческом музее статуэтки египетской богини Бастет, аналога нашей языческой Лады. Ну как могла эта маленькая женщина с головой кошки, символ плодородия и покровительница детей из африканского Бубастиса, центра культа богини, попасть в один из древних белорусских курганов? И почему в считающейся "бедной на бронзовый век" Беларуси находят самые богатые в Европе клады античных серебряных монет? Не знаете? И я не знаю.

Поэтому-то и обрадовался сообщению о находке белорусских дайверов: те в Красном море недалеко от Синайского полуострова обнаружили римский корабль, потерпевший крушение у берегов Египта 2 тыс. лет назад, - на многие вопросы могла бы дать ответ экспедиция к заветному рифу.

О, какие это были интересные времена - I - IV вв. нашей эры! Давно подозревал, что не простым "путем примитивного первобытного обмена" наши предки-балты заполучали те же ракушки каури и древнеримское серебро, а китайцы - прибалтийский янтарь. Ведь именно в те времена Рим становится мировым монополистом в торговле янтарем, а водные маршруты Рим - Индия через Суэцкий канал - постоянными. Рим владеет половиной мира, и в то же время впервые с тревогой начинает обращать свое внимание на появившиеся между германцами и скифами племена славян (венедов, как называли их римляне). Те уже совсем рядом обосновались - в Венеции и Вене. Пройдет совсем немного времени и Великая империя рухнет под натиском варваров, объединившихся германцев и венедов. Так что обнаруженный у берегов Синая корабль - он как посланник из эпохи античной в нашу эпоху, когда на арену истории вышли славяне. А позже - и белорусы.

Андрей Лихачев, инструктор дайвинга, рассказывает о том, что видел сам на затонувшем корабле

: - Первое, что я тогда, во время погружения, увидел - это были несколько разрозненных керамических черепков и большой кусок металла - сантиметров сорок в диаметре свинцовая отливка. Я ее попытался поднять, но не смог - такая она оказалась тяжелая. Потом пригляделся. Смотрю, а в этом месте амфор - больших и малых - очень много. И лежат они на довольно приличном расстоянии друг от друга. Да так, что можно определить поле их разброса. Опускались на дно они с северной стороны рифа, откуда чаще всего по направлению к Синайскому полуострову дуют ветры.

Потом был обнаружен четырехгранный каменный брус длиной 1 м 64 см с вырубленными в нем углублениями. Не знаю, что это, но очень похоже на крепление мачты или на часть рулевого механизма. В любом случае это нечто стационарное. Были там еще камни, формой своей напоминающие популярный когда-то у нас хлеб в виде кирпичиков: верхняя часть полукруглая, а снизу - четырехгранная. Ну один в один хлебные "кирпичи". Даже по размерам. Предполагаю, что это был мостовой камень. А может, балласт? Судя по количеству амфор, лично я предполагаю, что корабль был торговый. К тому же они специфической формы. Амфоры сопоставимы с ростом человека, и у них широкие горлышки, это говорит о том, что предназначались они для перевозки каких-то сыпучих продуктов, а не жидкостей - масла или вина. Жаль, что я не догадался захватить наверх кусочек твердой породы - окаменевшего содержимого этих амфор.

Ближайшая цель - занести этот корабль в дайверский справочник-путеводитель: хоть бы его по частям не разобрали, пока не соберется экспедиция.

Конечно же, очень хочется продолжить исследования этого рифа и, если удастся, организовать официальную экспедицию, куда обязательно приглашу и белорусских специалистов по подводной археологии.

Ксения Волкова, дайвер, финалистка телепроекта "Последний герой", она тоже видела этот корабль

: - Если вы хотите поднять с морского дна золотые монеты и более дорогие, чем золото, культурные ценности, то советую понырять в морях Юго-Восточной Азии. Буквально на днях была передача по "Дискавери" о парне, поднявшем с морского дна китайский фарфор общей стоимостью... 20 млн. долларов. Удачная находка, да? А в Малайзии вообще совершенно дикие и неизученные пока глубины. Там должно быть столько всего! Это же самые "пиратские" в мире места. Впрочем, пиратские они и до сих пор. Поэтому, наверное, и сегодня такие дикие и неизученные... Лично я, говоря об изучении затонувших кораблей вообще и о конкретно найденном нами в Красном море у Шарм эль-Шейха, не ставила бы во главу угла меркантильные интересы. "Клад! Клад!" - для меня не это главное. Не стоит ставить главной целью притарабанить домой коробку с деньгами. Эмоциональная составляющая намного важнее.

Сергей Коблов, специалист в подводной археологии, которого я спросил, что можно найти на римском корабле интересного для Беларуси, ответил

: - Да практически все! У нас же почти нет ничего своего античного. То, что как-то попадало из Рима в Беларусь, поступало сюда не напрямую с Апеннин, а через римские "задворки" - по большей части через земли сегодняшней Украины. Хотя, думаю, известный славянам с VIII века путь "из варяг в греки" намного старше. Не говорю уже о забытых нами многочисленных янтарных путях - как водных, так и сухопутных. Эх, найти бы на этом корабле хоть кусочек необработанного янтаря! Безусловно, бесценна практика, которую мы могли бы получить в водах Красного моря. Она очень пригодилась бы здесь, в Беларуси. На наших озерах и реках работы для археологов более чем предостаточно! Вот только самих археологов, специалистов-подводников мало...

Вдруг Сергей остановился и совсем неожиданно произнес: "Cлушай, а ведь на этом корабле мы можем найти даже мраморную копию Венеры Милосской!" Вот это была бы сенсация! Не только для Беларуси.

Автор публикации: Олег КАРПОВИЧ

http://www.sb.by/print/post/39066/
Дата публикации: 25.09.2004

Ответить