Печать

Я очень мало знал о Юзефе Иодковском. С течением времени мои знания о нем пополняются. То здесь то там всплывают подробности жизни нашего земляка. Много подробностей имеется в "Воспоминаниях о Юзефе Иодковском" опубликованных Александром Снежко (Вроцлав, 1966 г.). Пользуясь этими воспоминаниями, я хотел бы кратко остановиться на тех, кто так или иначе оказал влияние на процесс становления талантливого историка, археолога и нумизмата. Охватываю только период от рождения до выезда в Москву.

Прежде всех воспитывала Иодковского мать, Софья из Заневских. Надо отметить, что пани Софья, не считаясь со временем, много сделала для того, чтобы сын получил современное, для того периода, воспитание и образование. Первой книгой, которую читала ему мать, была "Басни Польши" авторства Антона Глинского. Басни вызывали фантастические видения прошлого у впечатлительного Иодковского, что в будущем оказало влияние на его деятельность. Второй книгой "Пиллигрим с Добромиля", написана Изабеллой Чарторыской. Это был краткий обзор истории Польши от Мешка I до Станислава Августа Понятовского. Девятилетний Юзеф, умеющий уже читать, получает "Королеву небес" - сборник новелл о Божьей Матери, написанных Марьянам Гавалевичем. В этой книге были красивые картинки, выполненные художником Петром Стахевичем. Картинки так понравились Юзефу, что он, вначале, думал посвятить себя живописи.

Отец Иодковского (тоже Юзеф) не мог сыну уделять много времени, так как тяжело работал на содержание семьи. А работал он столяром по найму и в дирекции почты и мужской гимназии. Только в 1896 году открывает свою столярную мастерскую и строит дом по улице Почтовой 16. Ныне эта улица называется Социалистической.

Работник судебного архива Доминик Беганский научил мальчика красиво писать. Иодковский освоил каллиграфию блестяще. Для письма пользуясь ручками, изготовленными им же из гусиных перьев.

С девятилетнего возраста началась подготовка Иодковского для поступления в Гродненскую Государственную мужскую гимназию. Сначала учила его Ядвига Костялковская, затем брат её Станислав, который позже становится профессором Вильнюсского университета. Подготовка была успешной. Иодковский сдает вступительные экзамены и становится гимназистом.

В гимназии учится хорошо. Во время учебы заинтересовался прошлым родного Гродно. Много читает. Начинает коллекционировать рукописи, монеты. Одним из гимназиальных предметов был церковно-словянский язык. Этот предмет изучает досконально, чтобы можно было свободно читать старые документы и рукописи. Иодковский приступает к изучению исторических памятников Гродно и его окрестностей прямо на местах. Проявляется влияние Евстафия Филаретовича Орловского и старших гимназистов - Владислава Толлочко, Витольда Козловского, Антона Королевича.

Орловский - известный историк Гродно, автор ряда книг. Под-робная биография его имеется в Гродненских епархиальных ведомостях" за 1913 г. Преподавал в гимназии греческий язык и истории. Зная о увлечениях Юзефа, часто с ним беседовал, разрешал пользоваться своей и гимназиальной библиотекой. Сохранившаяся часть научных материалов Орловского после его смерти была передана Иодковскому. Это были материалы относящиеся к январскому восстанию 1863 г. и к истории иконы Матери Божьей в Борунах. Иодковский в своих работах часто ссылается на работы Орловского. Переписка между этими учеными длится до декабря 1913 г. то есть до смерти Орловского.

Толлочко - виленский священник, автор ряда статей. Печатался в "Виленском обзоре" и "Епархиальном двухнедельнике" под разными псевдонимами (Ядвинг, Адам Саладух, Петр Кантыбра, Эрка и т.п.).

Козловский - сотрудник научной станции ПАУ в Риме.

Королевич - окончил отделение сельского хозяйства Краковского университета. С ним Иодковский долго поддерживал связь.

В эти годы Элиза Ожешко организовала в Гродно тайные курсы по изучению польской истории и польской литературы. Будучи слушателем этих курсов, Иодковский близко знакомится с известной писательницей.

Пани Элиза не оставила юноши без внимания. Поощряя деятельность Иодковского, она не только разрешает пользоваться личной библиотекой, но и во время летних каникул посылает его с рекомендательными письмами в Варшаву. В Варшаве знакомиться он с Сигизмундом Глогером, Эразмом Маевским, Шимоном Аскенази, Александром Краусхара и другими знаменитостями.

Глогер - заслуженный этнограф Польши, коллекционер сведений о песнях, обрядах и одежде народа, автор ряда книг.

Маевский - профессор, работает в Варшавском археологическом музее.

Аскенази - профессор Львовского и Варшавского университета, имел много научных работ по истории.

Краусхара - заслуженный историй, собиратель книг, поэт.

Под влиянием Глогера и Маевского Иодковский решил посвятить себя научной работе.

С Варшавы Иодковский привез множество книг и журналов. В их числе была четырехтомная "Старопольская энциклопедия" и "Долинами рек" от Сигизмунда Глогера. Обе книги изданы в 1903 г. Были там также годовые подшивки журналов "Висла" и "Святовид".

Нельзя не упомянуть гимназиального учителя Базилия Шапилова, окончевшего Московскую школу изобразительного искусств, благодаря которому Иодковский стал увлекаться живописью. По воскресеньям они вместе выезжали на природу, где рисовали с натуры.

С 1906 г. по 1910 г. Иодковский сотрудничает с Николаем Диковским - священником Софийского кафедрального собора. Диковский имел великолепную библиотеку со старыми книгами и документами. Некоторые документы датировались XV и XVI веком. Иодковский находит там много интересных материалов, которыми пользовался сам и передавал Глогеру. Диковский тоже писал. Одной из известных его работ является "Опыт библиографического указателя статей и заметок, касающихся истории церквей и монастырей гродненской губернии". Работа издана в 1894 г. Сотрудничество прерывается в связи с переездом Диковского на Кавказ.

В годы 1900 - 1910 в Гродно действует ППС. Главными предводителями организации были Шумов, Шушкевич и Матушевский. Эта организация оказала сильное влияние на учащуюся молодежь. За участие в ряде акций ППС Иодковский попадает в списки неблагонадежных. Имеется угроза исключения из гимназии без права поступления в другие учебные заведения. Узнав об этом, родители немедленно посылают сына для окончания учебы в Варшаву.

В Варшаве Иодковский учится и работает. Работая в Археологическом музее, проводит раскопки в Бережанах, Лишкове, Дрогичене, Цидовичах, Гоже. Большинство найденных предметов становится экспонатами Варшавского Археологического музея. В будущем появятся соответствующие публикации Иодковского.

По совету Фердинанда Рушица, Вандалина Шукевича и Вацлава Студницкого Иодковский переезжает в Москву для дальнейшей учебы.

Справка о месте рождения и месте захоронения Ю. Иодковского.

Юзеф Иодковский родился в месте хорошо известном жителям Гродно. Это бывшая усадьба Четвертынских, здание Медицинской школы Жильбера. Адрес этого здания - ул. Ожешко дом 20.

Похоронен в Варшаве на старом кладбище "Повонзки", где в наше время хоронят только знаменитых людей. Могила находится в 132 квадрате, ряд второй, номер 16, вход через ворота номер 4. На скромном памятнике надпись:

S.P.
Jozef Jodkowski
20 XII 1890 – 2 I 1950.
Zalozyciel i kustosz muzeum w Grodnie.
Kustosz Muzeum Narodowego w Warszawe.
Prezes Warszawskiego Towarzystwa Numizmatycznego.

 

 Автор: Конрад Рудницкий