Одной из уникальных личностей истории Гродно является наместник великого князя Литовского Гедимина и его зять служилый князь Давыд, которого даже тевтонские рыцари величали каштеляном Гродненским (capitaneus Grodnensis- именно так его называет в своем труде польский хронист Ян Длугош). Этот замечательный полководец просто генетически должен был стать тем, кем он стал – защитником земли Великого Княжества Литовского. Ведь его прадедом был князь Александр Ярославич Невский, а отцом- князь Тимофей- Довмонт, защитник Псковщины от датчан и немцев.

Эта история начинается в те далекие времена, когда великий князь Миндовг оскорбил своего вассала и родственника Довмонта Нальшанского, отняв у него жену. В феодальном обществе это смывается только кровью. И она пролилась. Довмонт участвует в заговоре также обиженных Миндовгом удельных князей Таутивила и Траняты, сыновей сестер Миндовга (первый- князь Полоцкий, а второй- князь Жемойтский). Довмонт по некоторым историческим источникам лично убил основателя ВКЛ, его двух малолетних сыновей Руклю и Рупеку, а заодно и свою бывшую жену.

Но недолго победители торжествовали. Транята, заподозрив в злоумышлении против себя, приказал убить своего двоюродного брата Таутивила, а сам недолго поносил золотой венец великого князя, так как был убит четырьмя слугами Миндовга. А когда на месть вышел из монастыря в Пинске князь-монах Войшелк, Довмонт не выдержал и, собрав 300 своих под покровом ночи убежал во Псков, где был принят служилым князем Псковской республики, приняв православие и став Тимофеем, впоследствии святым защитником Псковской земли.

Понятно, что летописи – это достаточно путаные источники. Так, если внимательно прочитать хронику Литовскую и Жемойтскую, можно только удивляться тому, как просто интерпретируется одна и та же история, которую я рассказал выше буквально в двух предложениях. Конечно, Довмонт не был великим князем и погиб не в 1308 году, а правил долго и мудро (около 25 лет) Псковской землей. То, что его уважали, это факт. За службу он и был награжден новой женой Марией Дмитриевной, дочкой великого князя Дмитрия Александровича Владимирского, которая и подарила ему будущего защитника Гродненского княжества. Умирая в 1299 год, Довмонт-Тимофей, отправил сына на Родину, где он и стал служить вначале Витеню, а после его наследнику (то ли сыну, то ли брату, но отнюдь не конюху, как отмечают орденские хронисты) Гедимину.

Гродненщина в начале XIV века постоянно терпела от набегов (рейдов) крестоносцев Тевтонского ордена.

Для Литвы Понеманье – важный источник людских и материальных ресурсов, а для крестоносцев – плацдарм для их завоевательных походов.

Первый налет на Гродно случился в 1284 году, затем в 1295, а в начале XIV века рейды повторяются с ужасающей регулярностью:1305, 1306 (дважды), 1311 (трижды).

И поэтому неслучайно молодой князь Давыд в 16-17 лет, после смерти отца отправляется на службу к Витеню, а после его смерти в 1316 году служит Гедимину, новому великому князю. В 1305 году вместе со своим сюзереном он разбил около Гродно войско Бранденбургского комтура Конрада Лихтенхагена, в следующем году удачно отбил осаду Гродненского замка уже Кенигсбергсого комтура Эберхарда Вирненбурга.

И, наконец, в 1314 году, бывший прусский ландмайстер Генрих фон Плоцке, а после переноса столицы Ордена в Пруссию в 1303 году, великий магистр Готфрид фон Гогенлоэ сделал его великим комтуром (историк ордена Николас фон Ерошин называет его братом Генрихом и маршалом) решается нанести удар на Новогрудок, столицу Великого Княжества.

В Хронике Тевтонского Ордена подробнейшим образом описывается этот трудный поход и рассказывается, каким образом попал в ловушку расставленную Гродненским старостой опытный немецкий рыцарь. Кстати, наш город в описании этого похода называется немецким хронистом Гарта, а отважный гродненский каштелян – Давид Городецкий. Хотя, скорее всего, Николас фон Ерошин допустил описку, переписывая хронику, написанную его предшественником Петром из Дусбурга.

Поход, длившийся целых шесть недель вместо запланированных четырех, абсолютно без продовольствия, так как князь Давыд увел даже 1500 коней из тевтонского лагеря, закончился безрезультатно. Вернее, результатом была почти бескровная победа гродненской дружины во главе с каштеляном . Правда, Ерошин ничего не записал, вспоминая беды, случившиеся с рыцарями и то, что при походе на Новогрудок (в хронике – кривичская земля) один городок тевтонцы все-таки сожгли (его Ерошин называет- Малая Ногардия).

Далее подвиги Давыда Городенского шли один за другим, до самого 1326 года, когда в последнем походе на Бранденбургскую марку предательский удар мазовецкого шляхтича Андрея Госта остановил биение сердца отважного воителя.

Кстати, ежели летописные источники мало уделяют внимания гродненскому старосте, то хронисты Ордена постоянно отмечают, какой упорной была борьба с ним. Причем, судя по двум хроникам, в которых рассказывается об истории закрепления Ордена на прибалтийских землях – старосте Давыду отводится ничуть не меньше места, чем великим князьям. Вот выдержки из хроники Николаса фон Ерошина: «Когда они вернулись туда, где оставили запасных лошадей с продовольствием, вся их надежда и опора в лишениях была разбита напрочь, так как Давид Городецкий убил более тридцати их людей и забрал все, что там было - провизия и военное снаряжение – все, что помогло бы войску выйти из трудного положения. Он также захватил пятьсот лошадей и увел их к Гарте. Какие поднялись вопли и стенания, так как ни у кого не было хлеба и другого продовольствия. Из-за этого все войско затосковало и полностью лишилось боевого духа. На протяжении всего пути назад в безлюдной глуши они, голодая, были вынуждены есть лошадей. Многие отважные и удалые рыцари копались в земле в поисках кореньев, иные продлевали свою жизнь, поедая листья. Немало из них умерло из-за чувствительности организма, который не мог ни принять, ни переварить грубую пищу. Их большая надежда на вторую стоянку с провизией тоже рухнула. Когда они пришли туда, то там они ничего не нашли, даже людей, которые стояли лагерем и охраняли его. Все, ничего больше не было по дороге на родину, поэтому возвращение войска затянулся на большой срок. Из-за роковой ошибки, что они ушли оттуда [из-под Гарты], все они умерли. Они больше никого не встретят, ах, какая боль легла на сердце каждому из них. Вся их надежда и уверенность исчезла в один момент. Они не знали, что им нужно делать. Они бросали друг на друга взгляды, достойные сожаления, в которых ужас передавался от одного к другому. Сиявшие до этого надеждой, их румяные прекрасные лица теперь потухли и стали цвета земли от предстоящих им страшных лишений. Из-за грозящего меча голода никто не мог никому сострадать – все были одинаково равны перед ним. Страшная предстоящая нужда мучительно тяготила бурную душу маршала и как он себя открыто ни показывал веселым рыцарем Господа, то сейчас он рыдал, после чего отдал распоряжение войску, что каждый может скакать туда, куда он хочет, чтобы спасти свою жизнь.» А вот выдержки из Хроники Петра из Дусбурга: «

  1. ОБ УБИЙСТВЕ 55 ЛИТВИНОВ

В тот год, когда в пуще был паводок, Давид, кастелян Гарты, выйдя на битву с 800 мужами, разместив войско свое в укрытии, с 80 воинами вошел в волость Пруссии, называемую Вохеншторф, и, спалив немного домов, ушел с великой добычей, состоящей из людей и прочего. Брат Ульрих фон Дрилебе, комтур Тапиова, и брат Фридрих Квитц, товарищ его, с горсточкой людей погнались за ними, и, разрушив сначала мост, который должны были перейти литвины, они убили 55 человек из них, а всю добычу, которую те имели, отбили. Остальные бежали в свои укрытия и все вместе в страхе отступили, и столько тягот они претерпели в пути, что немногие из них вернулись целыми и невредимыми.

  1. О РАЗОРЕНИИ АЛЛОДА, ИЛИ ПОМЕСТЬЯ, ДАВИДА ИЗ ГАРТЫ

В том же году, в Великий пост, три брата и 600 человек из Наттангии напали на аллод, или поместье, Давида, кастеляна Гарты, и дотла сожгли его, и, не считая убитых, они увели с собой 38 человек и 100 коней со множеством прочего скота.» Ненавидели его люто враги. Показатель- запись под №349.Кстати, не только поместье Давыдишки было разграблено. В пламени пожара погибли все близкие старосты Давыда, включая его жену Бируту. Это произошло в 1324 году. А в 1323-м он помогал Псковской республике, прогоняя и наказывая за набеги на Псков рыцарей-датчан.

Славный был рыцарь. Кстати легенд о нем сложено не мало, в частности о том, что его прах покоится возле старинной Коложи. Увы, захоронение не найдено.

Памятные монеты "Давыд Гарадзенскі" ("Давыд Гродненский") введены в обращение: 19 декабря 2008 года и стали знаковым событием в нумизматической жизни республики, т.к. это первая монета Республики Беларусь, которая посвящена деятелю Великого Княжества Литовского. Сразу же вокруг этих двух монет началась интрига. На оборотной стороне монеты, где изображен предполагаемый портрет героя, указаны годы:1314-1326. (годы службы князя Давыда). Хотя выехал из Псковской земли Давыд в 1299году, а уже в 1305 участвовал в боевых действиях. Историки гродненского музея обнаружили еще одно несоответствие. Именно о них сегодня спорят специалисты из Гродно и Минска. Первое - это год начала правления. На обратной стороне монеты указан 1314-й - это официальная дата, в учебниках по истории указана именно она. Но в гродненском музее уверены, что начало правления Давыда - защитника Гродно - 1299 год. Именно эта дата встречается в летописях и именно её нужно считать началом правления. Вторая неточность - изображение Новогрудского замка XVI века на лицевой стороне. Специалисты же банка уверены: ошибок на памятной монете нет. Все данные проверены экспертами. Изымать из обращения их пока не собираются. По-моему грубых ошибок на монете нет. Это не монета, посвященная памяти Адама Мицкевича, где неправильно указан год смерти поэта. Во времена Давыда Городенского Новогрудский замок был деревянным, только одна главная башня- каменная, но в учебниках истории показано именно такое изображение, какое на монете, а годы, указанные на оборотной стороне можно интерпретировать как годы самых напряженных боев старосты за родную землю. просто больше необходимо выпускать монет на историческую тематику. Тем более, в 2010 году мы будем отмечать два знаковых юбилея- 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и 600-летие Грюнвальдской битвы.

Литература:

  1. М.А.Ткачев «Замки Беларуси» М. “Беларусь” 2002 с.16-25
  2. В.Насевіч “Пачаткі Вялікага княства Літоўскага.Падзеі, асобы” Мінск.”Полымя”1993 с.82
  3. К.Тарасаў “Памяць пра лягенды”. Мінск “Полымя”.1994. с.58
  4. А.Краўцэвіч “Тэўтонскі ордэн. Ад Ерусаліма да Грунвальда”. Мінск. “Навука і тэхніка” 1993с.19-20.
  5. « Grodno» . Kŏlko historyczne przy 1-em spolecznem gimnazjum koedukacyjnem. Grodno.1934. c.9-10
  6. Jŏzef Jodkowski. «Grodno». Wilno.1923.c.6.
  7. ”Памяць Гродна”. Мінск. “Беларуская энцыклапедыя”.1999. с.62-63
  8. ”Энцыклапедыя гісторыі Беларусі”. т.3. Мінск “Беларуская энцыклапедыя”.1996.с.187-188.
  9. “Краіна Беларусь. Ілюстраваная гісторыя”.Martin. Slovakia. 2003. c.80-85.
  10. ”Вялікае Княства Літоўскае”т.1. Энцыклапедыя. Мінск “Беларуская энцыклапедыя”. 2007. с.566.
  11. “Горадня, Горадзен, Гродна”Мінск “Мастацкая літаратура”. 2008. с.26-29.
  12. А. Краўцэвіч “Рыцары і дойліды Гародні” Krakow. 2009.c.16-19.
  13. « Живописная Россия» Минск. «Белорусская энциклопедия». 1994. с.79.
  14. М.Ермаловіч “Беларуская дзяржава Вялікае княства Літоўскае” Мінск. “Беллитфонд”2000. с.157-159.
  15. Гісторыя Беларусі. т.2.Мінск “Современная школа”, “Экоперспектива”2008. с.80,98-100.
  16. Г.Сагановіч “Нарысы гісторыі Беларусі” Мінск “Энцыклапедыкс”2001. с.68.
  17. ”Беларускія летапісы і хронікі” Мінск “Беларускі кнігазбор”1997. с.86-87.