Печать

 Поздней осенью 1996 г. при перепахивании на зиму приусадебного участка Юрия Пацевича в селе Ельна Щучинского района плуг трактора углубился больше обычного и на поверхности земли появились серебряные монеты и обломки кружки с двумя ручками, в которой ранее находились монеты. Всего найдено 192 монеты: 27 тымфов, 11 ортов и 67 шостаков Яна Казимира, один орт и 39 шостаков Яна Собесского, а также прусские: 10 ортов и 25 шостаков Фридриха Вильгельма, 6 ортов Фридриха III. В кладе была одна монета – 1/3 талера, битая в Магдебурге в 1668 г. в годы правления архиепископа Augusta (1638–1680). Орты прусские 1699 г. – младшие монеты клада.

Монеты клада были укрыты в еврейской ритуальной двуручной кружке, а надпись «Песах», говорит об использовании этой кружки для омовения рук только в дни еврейской пасхи. Место находки клада примыкает к старой дороге Каменка – Щучин, находится рядом со старым пограничным переходом между Трокским и Виленским воеводством. Можно предположить, что в те годы здесь находился заезжий двор и найденный клад принадлежал еврею-арендатору этого трактира при дороге или постоялого двора.

В XVIII в. одной из основных отраслей еврейской торговли стало шинкарство. В Польше и Литве того времени до 85% еврейского сельского населения было занято в производстве и продаже спиртных напитков.

Возможно, эту кружку еврейская семья приспособила под копилку, куда перед молитвой, которую читали каждое утро (кроме субботы) и во время пятничного заката, когда молились и зажигали свечи, перед наступлением шаббата[1] или в иных случаях, откладывалась цедака[2] – жертва на восстановление справедливости нуждающимся евреям. Копилка или иная емкость для цедаки, должна была быть в каждом еврейском доме. Цедака откладывалась к разным еврейским праздникам, но окончательный расчет производился в канун Рош Ха-Шана – еврейского Нового года. В эти дни на небесах выносилось решение: « … кому – жить, а кому – умереть, кого ожидает покой, а кого – скитания, кого – благополучие, а кого – терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство». Только раскаяние, молитва и цедака могли смягчить суровый приговор Бога. В эти дни принято как можно больше времени уделять молитве, чтению Псалмов Давида, изучению Торы и давать очень щедрую цедаку[3].

Средний годовой размер цедаки составлял 10% годового дохода. Пожертвование двадцатой части или менее — считалось скупостью. С другой стороны, не следовало расходовать на благотворительность больше одной пятой части дохода. Найденный нами клад – это собранная за год цедака, которую спрятали в землю в ожидании приезда сборщика цедаки и особых налогов, накладываемых в те годы на еврейские общины. Общая сумма денег, укрытых в кладе, составляет ровно 19 талеров[4], что, даже при самом щедром проценте отчисления на цедаку, указывает на очень высокий, превышающий 100 талеров, среднегодовой доход семьи еврея-арендатора.

Описание клада:

Е'ЛЬНА в. у Шчучынскім с/с Шчучынскага р-на, Гродзенскай вобл. 1699 / 1996.

Jeĺna, rej. Ščučyn / Ельна, р-н Щучин.

Падчас асенне-палявых работ на прысядзібным участку знойдзены скарб 192 манеты і абломкі керамічнага кубка з двума ручкамі.

Монетный клад: Ельна 1699 / 1996Рэч Паспалiтая: Ян Казімір Ваза (16481668), зл. кар. 1663(9), 1664(12), 1665(6); орты кар. 1658(2), 1659(1), 1663(1), 1667(1), 1668(6); 6 гр. кар. 1657(1), 1659(1), 1660(5), 1661(5), 1662(11), 1663(10), 1664(9), 1665(5), 1666(13), 1667(4), 1668(1), г.?(7). Ян Сабескі (16741696), орт кар. 1679(1); 6 гр. кар. 1678(3), 1679(4), 1680(2), 1681(5), 1682(5), 1683(17), 1685(1), г.?(2).

Магдэбург археп.: Аўгуст (1638–1680), 1/3 талера 1668 (1).

Прусiя герц.: Фрыдрых Вільгельм (1640-1688), орты 1680(1), 1683(2), 1684(4), 1685(3); 6 гр. 1679(3), 1680(1), 1681(7), 1682(2), 1683(2), 1684(1), 1686(7),1687(2). Фрыдрых III (16881701), орты 1698(2), 1699(4).

Iнф.: 1997 г. – паведамленне Ю. Пацэвіча; 1997 г. акрэсленне аўтара.

http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=53.572094&lon=24.577446&z=18&m=b

______________________________________________________________________

[1] Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת (шаба́т, ша́бос)‏‎‎‎, идиш שבת (ша́бэс, шо́бэс) от шабат — «покоился, прекратил деятельность»), в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

[2] Цедака́ (или цдака, ивр. צְדָקָה, идиш цдо́ка) – одна из заповедей иудаизма, заключающаяся в оказании помощи нуждающимся (финансовой и не только), акт восстановления справедливости.

[3] Какареко, В. Керамические копилки XVI – XVIII веков / В. Какареко // Pieniądz – symbol – władza – wojna : wspólne dziedzictwo Europy : Białoruś – Estonia – Litwa – Łotwa – Polska – Rosja – Rumunia – Słowacja – Ukraina : materiały z IX Międzynarodowej Konferencji Numizmatycznej, Augustów, 8–11 IX 2010 / Polskie Towarzystwo Numizmatyczne, Zarząd Główny. – Warszawa, 2010. – S. 132–144.

[4] С 1677 года талер = 6 тымфам = 5 ортам = 90 грошей = 270 медных солидов.