Портреты в бумажнике
Новость о том, что северокорейские деньги окончательно избавились от изображения Ким Ир Сена, некоторые эксперты расценили как верный признак грядущих перемен. «Вечный президент КНДР» — не единственный политический деятель, чей портрет печатался на банкнотах и чеканился на монетах. Нумизматы могут рассказать множество историй о том, как изменение вида денежных знаков, появление и исчезновение на них тех или иных сановных портретов знаменовали серьезные перемены в самых разных странах.
Этим объясняется внимание к недавнему сообщению южнокорейской газеты «Чосон Ильбо»: согласно ее источникам, на новых банкнотах КНДР номиналом 5000 вон теперь не будет изображения «отца нации» Ким Ир Сена. История изображения вождя на северокорейских банкнотах насчитывает более тридцати лет. Так что же произошло? Почти революция?
Впервые Ким Ир Сен появился на северокорейских банкнотах в 1978 году, еще при жизни. На лицевой стороне купюры в 100 вон в овале портрет строго смотрящего на зрителя молодого вождя (на тот момент Ким Ир Сену было уже далеко за 60). На генералиссимусе привычный с 1940-х годов консервативный френч, застегнутый на все пуговицы. На оборотной стороне банкноты был изображен дом в местечке Мангендэ под Пхеньяном, где родился и вырос будущий идеолог чучхе. Изображение Ким Ир Сена было повторено и в последующих выпусках. Правда, в тираже 1992 году, оставаясь столь же молодым, вождь «переоделся» в костюм западного покроя с галстуком.
Осторожнее с батами!
Находясь на отдыхе в Таиланде, ни в коем случае не следует допускать каких-либо критических, а тем более оскорбительных, высказываний по отношению к королю и членам королевской семьи. Монархия в Таиланде — институт священный, а король — предмет поклонения для всех тайцев. Туристам рекомендуется почтительно относиться к любым изображениям монарших особ и королевской символике. Это касается и местной валюты.
Нынешний король Таиланда Пхумипон Адульядет находится на троне с 1946 года. Его изображение можно увидеть на всех монетах и банкнотах, находящихся в обращении в Королевстве Таиланд. Кроме того, на реверсе банкнот помещены портреты правителей прошлых веков — Рамакхамхаенга Великого, Короля Сиама Наресуан Великий, а также Рамы I (основателя правящей в настоящее время династии Чакри).
Закон запрещает любые высказывания или действия, которые «порочат, оскорбляют или содержат угрозы в адрес короля, королевы, престолонаследника или регента». К оскорблению короля и королевской семьи относится, в том числе, и намеренная порча банкнот. Уронив таиландскую банкноту на пол, ни в коем случае не стоит наступать на нее. Ведь на ней — священное изображение короля. Не стоит и поддавать ногой монету, если вдруг вы нашли ее на дороге. Серьезным правонарушением будет считаться, если турист в сердцах скомкает или порвет купюру. Согласно статье об оскорблении Его Величества и членов Королевской семьи (Lèse Majesté), такое нарушение влечет за собой лишение свободы на срок от трех до 15 лет.
Первые «посмертные» банкноты с Ким Ир Сеном датируются 2002 годом, когда портрет великого вождя появился на новых купюрах в 1000 и 5000 вон (крупные номиналы — знак резко усилившейся в КНДР инфляции). В 2008-2009 годах в Северной Корее была выпущена новая купюра в 5000 вон и портрет поменяли еще раз. Причем корейская официальная иконография приписывает введение в оборот этого изображения лично наследнику вождя — Ким Чен Иру.
Портреты нового образца появились на улицах городов и в учреждениях в июле 1994 года, когда по всей стране проходило прощание с Ким Ир Сеном. Согласно официальной версии, Ким Чен Ир отдал указание, что портрет ушедшего вождя не должен быть обвит траурной черной лентой. Сам же Ким Ир Сен должен быть запечатлен с сияющей улыбкой на лице в пиджаке с галстуком. «Народ, увидев этот портрет, наверняка почувствует, будто близко встретился с любимым вождем, и будет думать, что он всегда с народом и вечно будет оставаться в памяти народа», — пояснил свой замысел «любимый руководитель». «Солнечный портрет» после этого стали печатать и на банкнотах.
Исчезнет ли «улыбка Ким Ир Сена» с денег, так до сих пор и не ясно. Официальной информации о выпуске в обращении новых дензнаков в КНДР не опубликовано. Видимо, власти боятся слухов об очередной конфискационной реформе и пока действуют испытанным путем — через партийные организации на местах успокаивают население. Это подтвердило китайское агентство «Синьхуа», чьи корреспонденты недавно побеседовали с торговцами на пхеньянских рынках. Все они в курсе, что будет выпущена новая банкнота, и не видят в этом ничего страшного. «Не беспокойтесь, это обычная замена купюр. Старыми также можно будет пользоваться», — рассказала журналистам продавщица, торгующая фруктами.
Между тем «Синьхуа» пишет о предстоящей замене не в предположительном ключе, а вполне определенно, даже публикует фотографии новых купюр. На них действительно нет Ким Ир Сена. На лицевой стороне — дом в Мангендэ, на оборотной – музейный комплекс Международная выставка дружбы (где демонстрируются иностранные подарки руководителям КНДР). Сейчас на купюрах достоинством одна и две тысячи вон изображены места рождения Ким Чен Ира и его матери Ким Чен Сук. Так что вполне логичным можно считать изображение на купюре самого высокого номинала места рождения Ким Ир Сена.
Логика логикой, но стоит ли за исчезновением Ким Ир Сена желание молодого лидера Ким Чен Ына укрепить личную власть, освободившись от тени предшественников? — задают вопрос эксперты. «Удаление изображения его деда предполагает, что Ким Чен Ын будет идти независимым путем развития экономики КНДР», — заявил в интервью «Чосон Ильбо» Юн Ен Гван из Сеульского государственного университета.
Ленина рисовал придворный художник Николая II
В отличие от Ким Ир Сена во время жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина банкнот с его изображением выпущено не было. Кстати, здесь советская практика ничем не отличалась от порядков, заведенных еще в Российской империи: не печатать на ассигнациях и кредитных билетах лики здравствующих царских особ.
Первые бумажные купюры с портретом Ленина были выпущены лишь в 1937 году. Ленин был изображен на новой серии банкнот номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев. Любопытно, что портрет для этих купюр создал известный живописец Альфред Эберлинг, работавший придворным художником еще при Николае II. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской академии художеств до революции он создавал портреты самого государя, его семьи, приближенных, великих князей, государственных чиновников, которые развешивались в присутственных местах. Он же победил в конкурсе Гознака на лучшее изображение Ленина. Этот портрет, написанный художником по фотографии, был воспроизведен не только на червонцах, но и на темно-зеленой почтовой марке, изданной в 1928 году массовым тиражом. По всей видимости, червонец с Ильичом был своего рода охранной грамотой — в годы репрессий художника с «непролетарским дореволюционным прошлым» не трогали. Он благополучно дожил почти до 80-летнего возраста.
В 1961 году при выпуске новых денежных знаков портрет работы Эберлинга решили заменить. Эволюция советской иконографии шла в противоположном северокорейскому направлении. Если в КНДР начали со строгого официозного портрета, а закончили «солнечным», то в СССР было ровно наоборот — написанное с фотографии «живое» изображение заменили барельефом. Его можно видеть на купюрах 10, 25, 50 и 100 рублей. Автором барельефного портрета был художник фабрики «Гознак» Соколов. На купюрах достоинством в 50 и 100 рублей имелся водяной знак с изображением того же портрета.
Купюры образца 1961 года прожили три десятилетия — вплоть до распада Советского Союза. Правда, на некоторых территориях бывшего СССР они имели хождение чуть дольше. В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике вплоть до 1994 года использовались банковские билеты СССР. Хотя профиль Ленина с денег не исчез, их называли «сувориками», поскольку на старые купюры наклеивалась марка с номиналом и портретом А.В. Суворова. Так на закате СССР история советская неожиданно пересеклась с историей Российской империи.
Мао и цветы
Любопытный факт: впервые изображение Ленина на купюрах появилось не на родине вождя, а за рубежом. Связано это с таким экзотическим и непризнанным образованием, как возникшая 11 сентября 1931 года на территории Китая Китайская Советская Республика. Согласно официальной китайской историографии, это работавшее под руководством Компартии Китая революционное государство, существовало с 1931 по 1937 год.
Первой столицей КСР был город Жуйцзинь, затерявшийся в горах юго-восточной провинции Цзянси. У квазистраны был свой флаг (красный), гимн («Интернационал»), герб (с колосьями, звездой и земным шаром) и даже народный комиссар иностранных дел (в 1932 году непризнанное государство объявило войну Японии). Введена была и своя валюта — на банкнотах, ходивших в обращении в 1932-1935 годах, был напечатан портрет Ленина. То есть дебют вождя на купюрах в «красном Китае» произошел на пять лет раньше, чем в Советском Союзе.
Что же касается, вождей китайской революции, то они впервые появились на денежных знаках лишь в 1988 году. На банкноте 100 юаней были изображены профили Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая, Лю Шаоци и Чжу Дэ. Все эти представители первого поколения китайских руководителей к тому времени уже ушли из жизни. Мао Цзэдун в одиночку появился лишь в пятой (последней на сегодняшний момент) серии жэньминьби (официальное название китайской валюты). Она начала вводиться в обращение с 1999 года. Изображение председателя Мао украшало все купюры — 1, 5, 10, 20, 50 и 100 юаней. На купюре каждого достоинства одинаковый портрет Мао дополнялся не революционной символикой, а изображением определенного цветка — орхидеи, нарцисса, розы, лотоса, хризантемы и цветка сливы. В целом эту серию можно считать менее идеологизированной, чем все предыдущие выпуски в истории КНР. На обратной стороне банкнот — не сцены счастливой жизни и изображения рабочих и крестьян, а природно-культурные достопримечательности Китая. Лишь самая крупная купюра в 100 юаней напоминает о власти – на реверсе банкноты изображен Дом народных собраний на площади Тяньаньмэнь.
Африканская и азиатская пестрота
Первенство по количеству изображений государственных мужей на банкнотах, безусловно, принадлежит африканским странам. Портретами «руководителя революции» Муамара Каддафи были украшены ливийские динары. На денежных знаках Центральноафриканской Республики красовался любитель человечины Жан Бокасса. Еще один каннибал — эксцентричный диктатор Уганды Иди Амин — так же печатал свое изображение на банкнотах.
Настоящая чехарда со сменой дизайна дензнаков имела место в начале 1960-х в Демократической Республике Конго. Когда лидер сепаратистов Мойзе Чомбе объявил о создании независимой республики Катанга, он сразу же выпустил бумажные деньги со своим портретом, чтобы избавиться от изображения соперника — Патриса Лумумбы. Увы, любоваться собственным портретом в бумажнике Чомбе пришлось недолго: он был смещен военными под руководством Мобуту Сесе Секо. Портрет Мобуту появился на банкнотах после того, как Мойзе Чомбе был казнен. Одно из обвинений состояло в том, что Чомбе произвел нелегальную денежную эмиссию.
Постороннему сложно понять перипетии с деньгами, происходившими в еще одной освободившейся от колониализма стране — Бирме. Пришедший к власти в результате военного переворота генерал Не Вин со временем занял пост президента Социалистической Республики Бирманский Союз. Правил он не одно десятилетие, но к концу жизни стал слишком доверять астрологам и зачитывался трудами по нумерологии. Порой это заставляло его совершать весьма странные поступки. Например, для того чтобы избежать покушения, бирманский президент стрелял в свое отражение в зеркале. Увлечение мистикой и вера во власть чисел, собственно, и стали причиной его падения.
Сначала в 1985 году в честь своего 75-летия Не Вин выпустил купюру 75 кьят. Годом позже увидели свет банкноты в 15 и 35 кьят: так посоветовал личный астролог главы государства. Однако это было еще не самое страшное. В 1987 году Не Вин распорядился вывести из обращения все ранее выпущенные крупные купюры (фактически конфисковав накопления и без того небогатого населения). Вместо этого появились две новые «судьбоносные» банкноты — 45 и 90 кьят. Экзотический номинал объяснялся тем, что астролог рекомендовал Не Вину обращать внимание на цифру «9», тогда, мол, он доживет до 90 лет (45 и 90 — делятся на 9, сумма 4 и 5, а также 9 и 0 также составляет 9). Не Вин действительно дожил до 91 года, правда власть в результате опасных денежных инноваций так и не удержал и остаток дней провел под домашним арестом.
Деньги и власть кажутся синонимами, но порой идут разными траекториями. Так что само по себе изменение дизайна северокорейских вон, хоть и дает пищу для размышления аналитикам, не может быть стопроцентным показателем того, что в этом закрытом государстве, наконец, начались реформы.
По материалам:
lenta.ru
08.2014
Портреты в бумажнике.
Модератор: Захар