Наталья Курятникова

 

Наталья Курятникова.

Заведующая
спецфондом
Объединения "Гознак"
Министерства финансов
Российской Федерации

 

К началу XX века технология печатания денег переживала расцвет. Бумажные деньги эпохи последнего российского самодержца органично сочетают элементы модерна.

В результате многолетних творческих поисков был найден образ "русской валюты" с преобладанием не виртуозно-технического, а эстетического начала. Художественное совершенство не только свидетельствовало о высоком престиже рубля, но и служило ему лучшей защитой. Точно воспроизвести индивидуальную манеру автора портретов Екатерины II и Петра Великого на 100- и 500-рублевых банкнотах не смог бы даже самый виртуозный мастер. Мнения большинства специалистов сходятся на том, что 100- и 500-рублевые купюры начала XX века относятся к лучшим достижениям в истории валют, что обуславливалось совершенствованием технической базы Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), повышением мастерства ее работников, прежде всего художников, граверов.

"Накопление значительного золотого запаса и устойчивость курса рубля позволили, наконец, в 1895 году привести в исполнение меру, проектированную еще в царствование императора Александра III, именно разрешить сделки на русскую золотую монету и допустить взнос ее во все правительственные кассы по установленному Министерством финансов курсу. В декабре 1895 года курс определен был в 1 рубль 50 копеек кредитных за 1 рубль золотом. Курс этот был закреплен на неопределенное время и, наконец, окончательно фиксирован указом 3-го января 1897 года. Этим же указом цена золотой монеты была приноровлена к цене кредитного рубля, и установлено чеканить золотую монету с прежним содержанием чистого золота, но с обозначением цены на полуимпериалах, вместо 5 рублей, 7 рублей 50 копеек и на империалах, вместо 10 рублей, 15 рублей. Таким образом, было введено у нас золотое металлическое обращение. С этих пор фактически восстановлен размен кредитных билетов на золотую монету.

Обращение кредитных билетов определяется Высочайшим указом 29 августа 1897 года об основаниях выпуска этих билетов и указом 14 ноября того же года о надписях на кредитных билетах. На основании первого из этих указов кредитные билеты выпускаются Государственным банком в строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, и не иначе, как под обеспечение золотом. Пока сумма выпущенных кредитных билетов не превышает 600 миллионов рублей, обеспечение золотом должно быть не менее половины суммы выпущенных билетов; кредитные же билеты, выпускаемые сверх 600 миллионов рублей, должны быть обеспечены золотом, по крайней мере, рубль за рубль. Вторым из упомянутых указов на Государственный банк возложена обязанность разменивать кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы, причем размен этих билетов как государственных денежных знаков, обеспечивается, независимо от металлического покрытия билетных выпусков, всем достоянием государства; кредитные билеты обращаются на тех же основаниях, как и золотая монета, представителями которой они служат. В настоящее время кредитные билеты выпускаются четырех достоинств - в 500, 100, 25 и 3 рубля. В обращении имеются также билеты прежних выпусков достоинством в 10, 5 и 1 рубль, которые постепенно извлекаются из оборота.

Кредитные билеты печатаются в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Экспедиция учреждена в 1818 году и находится в ведении Министерства финансов; ближайшее заведование ею возложено на управляющего и его товарища. Устройство казенной фабрики для печатания бумажных денежных знаков, каковой является Экспедиция, имеет целью, путем усовершенствованных технических приемов изготовления, затруднить подделку этих знаков и тем обезопасить страну от появления фальшивых денег. В тех же видах в Экспедиции печатаются и остальные государственные бумаги, как, например, свидетельства государственных займов, почтовые и гербовые марки и т. п., а равно более ценные частные бумаги, главным образом, акции и облигации торгово-промышленных предприятий. Представляя собою самостоятельное казенное предприятие, Экспедиция содержится за счет платы, получаемой от заказов. В видах предупреждения злоупотреблений, производство Экспедиции подчинено строгой регламентации и контролю". (С.Ю. Витте. Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 годах. С-П., 1912 год.)

"С назначением в 1899 году управляющим Экспедицией академика кн. В. Б. Голицына Экспедиция вступила в самый блестящий период своего существования.

Выдающийся ученый-физик и в то же время превосходный администратор кн. Голицын, с первых же шагов своей новой деятельности поставил себе грандиозную задачу превратить Экспедицию в художественно-техническом отношении в учреждение, которое должно было служить примером подражания для всей бумажной и печатной промышленности России и, кроме того, способствовать культурно-эстетическому развитию народа.

Культурно-художественные задачи, которые кн. Голицын поставил Экспедиции, стало возможно осуществить благодаря проведенным мероприятиям по реорганизации административно-хозяйственного строя Экспедиции и ее технического переоборудования, в значительной части расширения и переоснащения граверно-художественного отделения.

Заручившись еще в 1902 году согласием С.Ю. Витте, он сумел привлечь к задуманному предприятию целый ряд выдающихся художников и ученых. Совершенства достигают работы по гравюре на меди и стали, ксилографии и хромолитографии. Возрождается искусство металлографской гравюры благодаря приглашенному из Вены художнику Г.И. Франку, занявшему должность помощника управляющего по художественно-графической части (впоследствии граверно-художественное отделение возглавит помощник Г.И. Франка - Р.Г. Заррин). Он занимается гравированием и вскоре организует ученичество по художественно-металлографской гравюре, в короткое время подготавливает выдающихся мастеров по этой специальности - Ф. Лундина, П. Ксидиаса.

Художникам и мастерам была предоставлена полная свобода инициативы. В результате такая самостоятельность персонала дала Экспедиции целый ряд чрезвычайно важных открытий и изобретений.

В области гильоширного дела особенно плодотворной была деятельность Е.В. Кангро, М.Г. Лапина и А.Е. Сухих, которые сконструировали машины для графических целей и для восковых штемпелей к водяным знакам.

В бумагоделательном отделении техническое состояние было приведено в соответствие с современным состоянием науки, что способствовало выработке бумаги, особенно с водяным знаком, с чрезвычайной тщательностью, прочностью и эластичностью, благодаря чему обеспечивались особая добротность и долговечность, а также максимальная защита ее от подделки.

В типографском отделении в это время также были достигнуты большие успехи. Здесь при изготовлении кредитных билетов широко применялся способ многокрасочного печатания, изобретенный техником Экспедиции И.И. Орловым и выработанный в его мастерских. Сущность данного способа состоит в одновременном нанесении за один оттиск на бумагу различных тонов или красок с одной печатной формы или клише. При этом линии рисунка непрерывно переходят из одного цвета в другой, изменяются в цвете, не прерываясь, а разные краски располагаются в общем плане по особому рисунку. Образцы особенно сложной комбинации тонов и рисунка представляют собой кредитные билеты достоинством в 50 и 500 руб. Само печатание, приводка и травление на машинах Орлова производились с большой легкостью. (С. Вознесенский. Сто лет Экспедиции заготовления государственных бумаг. Петроград, 1918, С. 36.; Ф. Веревкин. Экспедиция заготовления государственных бумаг. Петроград. 1918, С. 13.)

Начиная с 1895-го по 1912 год оформление государственных кредитных билетов претерпевает существенные изменения. В разработке проектов денежных знаков принимают участие лучшие художники и граверы ЭЗГБ: архитектор Н. Набоков (закончил Императорскую Академию Художеств и с 01.06.1885 с жалованьем 1600 рублей принят в качестве художественно-граверного мастера); Р. Ресслер (до 01.10.1919 - художник граверно-художественного III отделения); Р. Заррин (с 1899 года работал художником-копировальщиком в граверно-художественном отделении Экспедиции, старший помощник художественно-технического отдела, с 1905-го по 1919 год - технический директор); В. Куприянов (художник ЭЗГБ); И. Лундин (гравер ЭЗГБ); А. Сухих (художник-гравер ЭЗГБ);

В первые годы после денежной реформы (1895 - 1897) в обращение поступают билеты достоинством 1, 3, 5, 10 и 25 рублей, внешний вид которых был таким же, как и у денежных знаков соответствующих номиналов, выпущенных непосредственно перед реформой (все денежные знаки, эмиссия которых осуществлялась до реформы, были изъяты из обращения к 1902 году). Их отличие состояло только в содержании текста (оно стало иным в связи с изменением денежной системы).

В дополнение к указанным билетам произведена эмиссия новых кредитных билетов номиналами 50 рублей образца 1899 года - 100 рублей (1898 год) и 500 рублей (1898 год).

Начиная с 1905 года в обращении началась постепенная замена "ходивших" бумажных денежных знаков на кредитные билеты нового образца. В этот период были изготовлены и выпущены в обращение знаки достоинством 3 рубля образца 1905 года; 5, 10 и 25 рублей (1909 год); 100 рублей (1910 год); 500 рублей (1912 год).

Для кредитных билетов начала XX века характерно органичное сочетание полезного и прекрасного, что присуще стилю модерн в изобразительном искусстве, архитектуре. Денежные знаки обрели декоративные формы, тесно связанные с обязательными элементами.

На рубеже XIX - XX столетий, опираясь на романтизм в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе и музыке, складывалась система стиля модерн, художественные приемы которого основываются на принципах ассиметрии, орнаментальности и декоративности. Объектом стилизации модерна становятся и природные формы. Появляется интерес к растительным орнаментам, а также сама композиционная и пластическая основа - обилие криволинейных очертаний, оплывающих, неровных контуров, напоминающих растительные формы. Растительный орнамент становится одним из основных выразительных средств, подчиняющим себе композиционную структуру. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вещным.

Выразительность достигается сочетанием цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромией. Модерн возрождает дух стилевого единства, присущий народному искусству, и предопределяет появление нового типа художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца.

На бумажных денежных знаках появились многообразные варианты извивающихся, волно-, змееобразных подвижных линий, сужающихся или словно растекающихся книзу форм, со скругленными или срезанными углами. В оформлении кредитных билетов прослеживалась тенденция избежать геометрических четких форм, прямых линий и углов. Кривизна линий позволила устранить сухость в композиции элементов внешнего вида денежных знаков. Формы, изображенные на них, вытекают одна из другой. Почти невозможно определить, где заканчивается одна и начинается другая: каждая из них является одновременно и завершением предыдущей и началом следующей. Яркими примерами этого нового стиля в оформлении денежных знаков являются кредитные билеты номиналами 100 и 500 рублей.

Денежные знаки обретают декоративные формы, тесно связанные с обязательными элементами их оформления. В них гибко сочетаются элементы, выступающие только украшением бумажного денежного знака, и формы, связанные с определенным функциональным назначением. Разработка кредитных билетов достоинством 100 и 500 рублей растянулась на десятилетие. Архивные материалы, сохранившиеся в спецфонде Гознака, свидетельствуют о том, что следующие выпущенные кредитные билеты достоинством 100 рублей должны иметь год выпуска 1900. В связи с чем граверы и художники Экспедиции: Р. Заррин, Р. Ресслер, Н. Набоков, В. Куприянов и А. Сухих приступают к разработке проектов кредитных билетов и представляют в 1899 году для рассмотрения свои проекты.

Рисунок 1. Проект 1899 года архитектора Н.В. Набокова.
Однако выпуск кредитных билетов в 1900 году осуществлен не был. Повторно подготовка к выпуску кредитных билетов возобновилась в 1908 году.

Рисунок 2. Рабочие записи в дневнике художника Р.Г. Заррина за 1908 год подтверждают этот факт.

В 1908 - 1909 годах Р.Г. Заррин представил эскизные проекты лицевой стороны кредитного билета достоинством 100 рублей.

Рисунок 3. В результате лицевой стороной кредитного билета была выбрана композиция, предложенная Р.Г. Зарриным.

Рисунок 4. В дальнейшем эта сторона подверглась корректировке и дорабатывалась художником.


Рисунок 5. Над оборотной стороной кредитного билета достоинством 100 рублей работал художник Р. Ресслер. Каждая деталь композиционного решения художника органично связывает весь проект воедино. В овальную рамку был помещен портрет Екатерины с картины Ф. Томашевского.

Рисунок 6. В Ливадии 28.09.1911 Император утверждает оборотную сторону для кредитного билета достоинством 100 рублей.


Рисунок 7. Клише для кредитных билетов были подготовлены искусным гравером И. Лундиным, работы которого отличались непревзойденным по выполнению гравюры мастерством резки, своими четкими и точными линиями. В данном случае представлен один из этапов гравирования, выполненный этим гравером для оборотной стороны кредитного билета.


Рисунок 8. Государственный кредитный билет достоинством 100 рублей образца 1910 года печатался на бумаге с локальным знаком - на белом купоне портрет Екатерины II. Рисунок этого портрета такой же, как на кредитных билетах образца 1866 и 1898 годов, а по всему полю билета изображение номинала.


Рисунок 9. Оборотная сторона кредитного билета отпечатана металлографским способом по подложечной сетке - волнистое ассюре.


Рисунок 10. Лицевая сторона - типографская пропись отпечатана по подложечной сетке, выполненной орловским способом печати в четыре краски.


Рисунок 11. В 1903 году в обращение должен был поступить кредитный билет достоинством 500 рублей нового оформления. Художественно-графическое отделение ЭЗГБ активно включилось в его разработку. В процессе подготовки проекта были представлены эскизы художников В. Куприянова, Н. Набокова и А. Сухих.


Рисунок 12. Управляющий Госбанком С. Тимашев 03.12.1903 согласовывает эскизный проект Р. Заррина для лицевой стороны, однако, поскольку готовящийся выпуск не состоялся, 26.07.1906 билет бракуется.


Рисунок 13. Работы возобновляются и завершаются в 1907 году. Здесь представлен эскизный проект лицевой стороны Р. Заррина, утвержденный Управляющим Госбанком С. Тимашевым 24.02.1907.


Рисунок 14. Печатный проект лицевой стороны художника Р. Заррина получает Высочайшее утверждение со стороны Императора 4 августа 1913 года.


Рисунок 15. За основу лицевой стороны кредитного билета была принята композиция, созданная художником Р. Ресслером для кредитных билетов достоинством 25 рублей 1892 года.


Рисунок 16. В 1894 году композиция перерабатывается для кредитного билета достоинством 100 рублей, но только в 1908 году этот вариант был удостоен внимания.


Рисунок 17. В ходе работы над проектом заменен портрет Петра I на портрет работы Ф. Томашевского - Петра I одевают в доспехи.


Рисунок 18. Одобрен проект оборотной стороны кредитного билета достоинством 500 рублей художника Р. Ресслера.


Рисунок 19. Клише для кредитного билета выполнено искусным гравером И. Лундиным. Государственный кредитный билет достоинством 500 рублей образца 1912 года печатался на бумаге с локальным знаком - на белом купоне портрет Петра I, а по всему полю билета изображение номинала.


Рисунок 20. Оборотная сторона кредитного билета отпечатана металлографским способом без подложечной сетки.


Рисунок 21. Здесь лицевая сторона - подложечная многокрасочная сетка, отпечатанная орловским способом. По сетке - типографская пропись.

Кредитные билеты достоинством 100 и 500 рублей - шедевры дореволюционного искусства, вершина творчества работников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Однако период устойчивого обращения великолепно оформленных кредитных билетов новых образцов, неофициально названных "романовскими" из-за обилия портретов, оказался очень коротким.

В июле 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну, которая продолжалась в течение 1914 - 1918 годов. Хотя война не явилась неожиданностью, уровень развития промышленности, сельского хозяйства, состояние транспорта были таковы, что Россия оказалась не способной к длительному ведению войны. Правительство не располагало достаточными финансовыми ресурсами даже для осуществления мобилизации в стране.

С первых дней после вступления России в империалистическую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета начало использовать эмиссию кредитных билетов. Вместе с внутренними и внешними займами выпуск этих по существу бумажных денег превратился в единственный источник финансирования войны. Поэтому одним из первых законодательных актов, принятых вслед за объявлением войны, стал закон от 27 июля 1914 года "О некоторых мерах финансового характера ввиду обстоятельств военного времени", который изменил организацию денежной системы страны. Этот закон приостановил размен кредитных билетов на золото и отменил действовавший России с 1897 года эмиссионный закон. Он предоставил право Государственному банку выпустить в обращение еще на 1,2 миллиарда рублей кредитных билетов, не покрытых золотом, - дополнительно к 300 миллионам рублей по закону 1897 года.