"Решили, будем изображать поэтов". Как создавали легендарные белорусские деньги с «Погоней»

Автор уникальных купюр с «Погоней» рассказал, как они разрабатывались, а также какие монеты должны были отчеканить в дополнение к бумажным деньгам.

«Ужас! Я же никогда этого не сделаю!», — подумал белорусский художник Александр Зименко, когда Нацбанк предложил ему разработать дизайн первых национальных денег. Но после шока пришло и вдохновение: эскиз сторублёвки с портретом Франциска Скорины был готов через два дня. Tut.by встретился с автором легендарных купюр с «Погоней» и выяснил, как они создавались, а также какие монеты должны были отчеканить в дополнение к бумажным деньгам.

 

 

Напомним, что в начале августа на американском аукционе Stack’s Bowers Galleries был выставлен комплект уникальных белорусских банкнот 1993 года, которые так и не вышли в обращение. Стартовая цена 6 купюр была 6000 долларов. На данный момент торги завершены. Как нам сообщили организаторы аукциона, желающих приобрести редкий лот не нашлось.

 

 «Над талерами целая команда работала полгода, а мне рубли пришлось сделать за две недели»

— Заметьте, не я их первым показал, — улыбается Александр Зименко, листая папку с эскизами банкнот. — С меня особых подписок не брали, но рассказывать про эти деньги все-таки не советовали.

Теперь же, когда тайна денег 23-летней давности была раскрыта кем-ко через аукцион, художник охотно рассказывает о новой для него в то время, но очень интересной работе.

Автор легендарных белорусских денег с «Погоней» Александр Зименко.

— Сначала собирались печатать совсем другие деньги — талеры. Над их дизайном работала около полугода целая команда художников. Там были изображены братья Луцкевичи, зубры, какие-то битвы… Разработчики тогда провели колоссальную графическую работу, но они не учли специфики. Деньги — это не графическая картинка, а супер защищенный документ. Когда вы смотрите на купюру, вы видите только вершину айсберга этой защиты. А сколько еще всего скрытого. Тут даже сама бумага уникальна. Напечатать те талеры было просто невозможно.

В итоге, когда уже необходимо было печатать деньги, оказалось, что подходящих эскизов нет. Нацбанк стал искать того, кто мог бы в очень сжатые сроки сделать действительно деньги — одинаково красивые, защищенные и удобные для печати.

Александр Зименко, когда шел в главный банк страны, был уверен, что ему предложат сделать дизайн монет.

— Ведь все знали, что я занимаюсь малой пластикой. А мне раз — и говорят бумажные деньги рисовать, — вспоминает художник. — Сначала я подумал: «Ужас! Я же никогда этого не сделаю!». А потом сел, составил план того, что нужно изобразить на купюре — герб, флаг, номинал и прочее. Посмотрел, что для такой площади элементов даже слишком много — что тут делать! И успокоившись, принялся за работу.

Первый эскиз художник привез в Нацбанк через два дня. Это была сторублёвка со Скориной.

— Там специалисты посмотрели, переслали немцам по факсу. Те сказали, что из этого можно делать купюры. Меня после этого взяли под контроль, и сказали быстрее делать все остальное. Я занимался этим две недели, не разгибаясь. Оборотные стороны, кстати, оставили полностью на мое усмотрение.

А вот внешний вид лицевой стороны всех купюр был утвержден Верховным Советом. Нацбанк тогда предложил изображать поэтов — это одобрили. Но выбор был трудным.

— Определить, что или кого изображать на деньгах, всегда очень тяжело. Например, в странах с монархией нет проблем, поскольку там помещают портреты правителей. А другим надо искать какую-то фишку, — говорит Александр Зименко.

Ответственность выбора подтверждает и тогдашний председатель правления Нацбанка Станислав Богданкевич:

— Решение о том, кого изобразить, принималось коллегиально. Мы решили, что на денежные знаки должны попасть великие исторические личности.

Поставить же свою подпись на первых деньгах главу Нацбанка убедили в целях безопасности: «Это давало дополнительную защиту от подделок».

  • gi-23029-115694-big.jpg
  • gi-23029-115695-big.jpg
  • gi-23029-115696-big.jpg
  • gi-23029-115697-big.jpg
  • gi-23029-115698-big.jpg
  • gi-23029-115699-big.jpg
«На просвет в каждой купюре можно было увидеть портрет Павлины Мяделки»

Александру Зименко Нацбанк поставил задачу — сделать первые национальные деньги и просветительскими, и красивыми, и функциональными.

— При разработке я их мысленно разорвал. Есть правило, что при разрыве купюры на половинках должны оставаться нумерация и номинал. А еще я понял, что нельзя посредине делать портрет, как на долларах. Просто тогда изображение очень быстро затирается, если деньги складывать пополам.

Кроме того, художник максимально продумал каждую купюру и наполнил их множеством символов. Так цвет банкнот выбирался, исходя из изображенной личности. Например, на десять рублей с Якубом Колосом желтые, как пшеничный колос. На обороте — орнамент Витебской области.

А 20 рублей с Янкой Купалой красные, поскольку это цвет Купалья, цвет огня. На обороте банкноты изображен орнамент белорусской «посцілкі» — легкого самотканого одеяла или простыни, которые расстилали на кровати.

Максим Богданович же был романтиком, и поэтому купюра голубого цвета, а на обороте — слуцкий пояс. Сторублевка со Скариной коричневая, как старые страницы. С обратной стороны — орнамент «старадрука».

Интересен и орнамент на «безличных» купюрах в 5 и 1 рубль. На пятерке со Спасо-Ефросиньевской церковью — «Павлинье око» нашего известного керамиста Степана Полубеса, который жил в XVII веке. На единичке с Каменецкой башней художник сделал орнамент, связанный с народным соломоплетением.

Кстати, на 5 рублях изначально должна была появиться Элаиза Пашкевич (Тётка). Но от этой идеи потом отказались, поскольку номинал слишком мелкий и на нем не используют металлографическую печать, то есть выпуклое изображение. Это было бы слишком дорого.

Было на новых деньгах и скрытое изображение. На просвет в белом «окошке» можно различить «женскую голову». Александр Зименко раскрыл секрет, чей это портрет.

— На просвет видна голова Павлины Мяделки. Это первая исполнительница роли Павлинки и любовь Янки Купалы. Хотя сначала была идея сделать «Погоню», но она защищала бы купюру хуже, чем свето-теневое изображение лица.

Для слабовидящих на крупных банкнотах были также специальные метки и выпуклые цифры — можно было номинал прощупать. Но мелких номиналах (1 и 5 рублей) меток не было снова по причине дороговизны металлографии.

И, естественно, на каждой купюре была защитная линия — ее тоже можно увидеть только на просвет. Эта линия изображала древко от флага в правом верхнем углу банкноты.

Кстати, разработчик первых белорусских денег похвалил и новые банкноты 2009 года:

— Они современные, похожи на евро. Но они немного безликие, поскольку в них нет мощной национальной составляющей.

«Разменные монеты хотели назвать «грошами»

Александр Зименко занимался также и разработкой монет, которые должны были стать «разменкой» для крупных бумажных купюр. Но официального утверждения по монетам так и не было. Их планировали ввести позже, а первое время после деноминации вместо «металла» собирались использовать «зайчиков».

— Монеты мы не заказывали, — вспоминает Станислав Богданкевич. — Хотя планировали позже их отчеканить. Первое время «копейками» должны были выступать «зайчики».

Металлические деньги должны были называться «грошами», как в Польше. Всего Александр Зименко сделал эскизы для шести номиналов — 1, 5, 10, 20 и 50 «грошей», а также 1 рубль. На реверсе монет должна была красоваться «Погоня». Аверс же украшали крупные цифры номинала и разные орнаменты. Монеты собирались чеканить из стали и хромо-никеля.

 

  • gi-23029-115702-big.jpg
  • gi-23029-115703-big.jpg
  • gi-23029-115704-big.jpg
  • gi-23029-115705-big.jpg
  • gi-23029-115706-big.jpg
  • gi-23029-115707-big.jpg
«На этих деньгах хотели заклеить „Погоню“ и пустить в оборот»

Отпечатанные деньги везли из Германии на самолетах — потребовалось восемь рейсов. Всего было выпушено 430 миллионов купюр. По словам Станислава Богданкевича, новые банкноты должны были стать платежным средством через год, когда ситуация в экономике стабилизируется и уменьшится инфляция.

— Я был совершенно уверен, что деньги введут, — говорит и Александр Зименко. — Но происходит резкий инфляционный скачок, а потом на референдуме меняют государственную символику.

Меняется и руководство Нацбанка. Напомним, что тогда председателем стала Тамара Винникова. Новый главный банкир страны вызывает автора денег к себе.

— Говорит, что деньги хорошие и спрашивает: «А что если мы новые гербы напечатаем и заклеим „Погоню“? Флаг пускай остается». И этот вопрос рассматривался всерьез. Банкиры — очень простые и практичные люди. У них на первом месте стоит маржа, а на последнем — естетика. Эти деньги через пять лет стерлись бы, и надо было бы все равно новые выпускать. Но по себестоимости это было равно выпуску новых денег, — рассказывает Александр Зименко.

Поэтому за работу над банкнотами художнику успели заплатить, как и за дизайн монет. Но в обращение ничего так и не вышло.

«Настоящие купюры уже, скорее всего, уничтожили»

— То, что было выставлено на аукционе в Америке, не деньги, а только образцы, — говорит Александр Зименко. — Они были отпечатаны для отделений банков, чтобы познакомить с новыми деньгами. Купюры погашены, без номеров, поэтому платежным средством быть не могут. И эти образцы никто не требовал обратно. Может, их списали. Кто-то, видимо, не все уничтожил.

Для коллекционеров эти образцы не представляют особого интереса. Их больше привлекают деньги, которые были в обращении. Хотя и эти лоты были отпечатаны на точно такой же бумаге и с такой же защитой, что и потенциальные деньги.

 

Эскизы первых белорусских денег могут увидеть все желающие

Так совпало, что у Александра Зименко 14 сентября открывается выставка во Дворце искусств. Она будет называться «Культурны слоік». На ней, помимо графики, живописи и скульптуры, будут представлены эскизы купюр и монет с «Погоней», а также других ценных бумаг, которые разрабатывал художник. Работать выставка будет до 23 сентября.

 

Весь же остальной тираж банкнот хранился на военной базе в Мачулищах. И скорее всего их уничтожили.

А даже если бы эти деньги не уничтожили, то за 23 года в полиэтилене бумажки сами бы «сгорели». «Я у немцев спрашивал, сколько могут пролежать эти деньги. Мне сказали, что не больше десяти выдержат», — поясняет Александр Зименко.

По материалам: Tut.by

9.09.2016, 12:07