Клад как гражданско-правовое понятие
Вспоминаю, что первой нормой Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), заинтересовавшей меня, тогда студента юрфака БГУ, только начинавшего изучать гражданское право, была статья о кладе. Флибустьерская романтика, помноженная на объяснимый материальный интерес, делает эту тему объективно привлекательной и для непрофессионалов в области права.
В ГК клад упоминается всего в двух статьях: в ст. 234 - специально ему посвященной, и ст. 226 - упоминающей его вскользь, среди других бесхозяйных вещей. Определение клада таково: это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право. Обратим внимание на отдельные составляющие этого определения:
- предмет клада - деньги или ценные предметы без дальнейшей конкретизации материала (драгоценные металлы, камни, произведения искусства, археологическая ценность или др.) и статуса (законное платежное средство[1] либо нет). Главное – ценность ввиду субстанции, исторической, художественной и т.п. причины;
- способ сохранения клада (в земле, в строении, в пещере, на дне) значения не имеет, главное – чтобы клад был сокрыт, а не общедоступен;
- собственник ценностей не может быть установлен (неизвестен) либо утратил право путем отказа (п. 1 ст. 227, п.1 ст. 237 ГК[2]) либо приобретательной давности (п. 2 ст. 226).
Срок сокрытия клада не установлен, однако вряд ли им могут быть признаны предметы, собственник которых может быть установлен (например, контрабанда антиквариата, драгоценных металлов и камней и т.п.).
При определении дальнейшей судьбы найденного клада решающее значение имеет вопрос, входило ли отыскание клада в круг трудовых или служебных обязанностей лица либо нет.
Инициативный поиск
При отрицательном ответе на поставленный выше вопрос (назовем эту ситуацию «инициативный поиск») общее правило гласит, что клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строения и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
По поводу того, на каком вещном праве должен принадлежать земельный участок лицу, в юридической литературе высказываются противоположные точки зрения, однако, на наш взгляд, отсутствие уточнения к глаголу «принадлежит» оставляет возможность для расширительного толкования: принадлежит не только на праве собственности, но и пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования и т.д.
Инициативный поиск может быть как сознательным (стороны ставят цель отыскания клада или иных ценностей) либо непроизвольным (случайным). В первом случае стороны могут предварительно заключить договор о распределении затрат и возможной прибыли (на практике такие договоры заключают при организации подъема морских судов с сокровищами со дна моря и т.п.). Но соглашение об ином (не паритетном) распределении доходов между собственником (иным владельцем) и обнаружившим лицом может быть заключено и после обнаружения клада.
Для защиты от так называемых «черных копателей» ст. 234 ГК предусматривает специальную норму, согласно которой при обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, в котором был обнаружен клад. Другими словами, такое лицо лишается своей доли: при обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
Однако возможны ситуации, когда клад не делится «в натуре», а его отыскание лишь предусматривает частичное денежное вознаграждение: в случае обнаружения клада, содержащего материальные объекты, обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующие одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности. Такие объекты подлежат передаче в государственную собственность[3]. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
Что же является историко-культурной ценностью?
Закон Республики Беларусь от 09.01.2006 № 98-З «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны» (далее - Закон № 98-З) относит к историко-культурным ценностям(ИКЦ), в частности, материальные объекты, которые имеют отличительную духовную, художественную и (или) документальную ценность и которым придан статус ИКЦ. Критерии отбора материальных объектов для присвоения им статуса ИКЦ изложены в ст. 20 этого нормативного акта, в том числе:
1) они являются: а) одним из факторов формирования национального менталитета; б) редким или ценным свидетельством существования исчезнувшей цивилизации; в) авторским произведением искусства, созданным на территории Республики Беларусь или под влиянием белорусской истории, действительности, менталитета, среды или других факторов; г) отличным художественным произведением, характерным только для народа Беларуси; д) документальной фиксацией, символом или другим проявлением или обозначением явлений, событий или процессов, связанных с историей РБ, ее отдельных регионов, родословных или этнических групп или имеют международное значение; е) отличным или оригинальным результатом творческого или научно-технического эксперимента; ж) редким на территории Республики Беларусь или отличным достижением другого народа; з) результатом или свидетельством неисследованных процессов; и) захоронением знаменитого человека, братской могилой воинов, борцов, погибших за какую-либо единственную высокородную цель, и(или) жертв военных событий, вооруженных конфликтов, массовых репрессий;
2) они являются редким или отличным образцом: а) созданной человеком среды; б) использования в деятельности человека природных факторов и особенностей; в) произведения народного искусства определенного исторического периода, региона или этнической группы; г) решения хозяйственных, производственных, фортификационных, организационных и др. вопросов; д) стилистического направления или региональной либо этнической особенности, выявленных в любом виде искусства;
3) они непосредственно связаны с событиями, идеями или убеждениями, оказавшими значительное влияние на ход исторического, культурного и(или) духовного развития человечества и народа Беларуси;
4) они считаются материальными объектами, имеющими отличительные особенности;
5) они оказали (оказывают) значительное влияние на развитие искусства, духовность общества, мировоззрение людей в определенный исторический период или на территории определенного региона или этнической группы;
6) они содержат в себе не исследованный (не полностью исследованный) культурный пласт.
Статус ИКЦ присваивается материальному либо нематериальному объекту Правительством, если Научно-методический совет (рада) при Министерстве культуры Республики Беларусь принял соответствующее решение, с выдачей на такой движимый объект соответствующего паспорта. То есть найти сокрытую в земле или другом месте «готовую» ИКЦ практически нереально, однако наличие одного из перечисленных выше критериев уже достаточно для передачи клада (отдельных его предметов) в государственную собственность.
Возможно, что найденный клад разделить «в натуре» нельзя (например, как у героев известной комедии «Джентельмены удачи»). В этом случае возникает общая долевая собственность (ст. 246 ГК), причем каждый сособственник вправе потребовать выдела своей доли. При этом согласно п. 3 ст. 255 ГК, если выдел доли в натуре не допускается законодательством или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности. Согласно ст. 55 Закона № 98-З при продаже доли в общей собственности на историко-культурную ценность другие сособственники имею право преимущественной покупки, а если они им не воспользовались, данное право переходит к государству.
Доходы от реализации кладов поступают в полной сумме в бюджеты базового (район и т.д.) и первичного (сельсовет и т.д.) уровней, а обнаруженные на территории г. Минска – в его бюджет (п. 1.10 и 2.6 ст. 35, п.1.9 ст. 37 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).
Согласно п. 1.22 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от подоходного налога с физических лиц вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов.
Закон № 98-З (ст. 19) содержит подробное описание действий юридического либо физического лица, случайно обнаруживших «движимый материальный объект, сведения о существовании которого к моменту обнаружения отсутствовали и собственник которого неизвестен, отказался от права собственности или утратил его по другим основаниям», если он может представлять собой ИКЦ[4]:
- такое лицо должно принять меры по его сохранению и не позднее, чем в 2-дневный срок сообщить в местный исполнительный и распорядительный орган либо милицию о нем;
- такие органы обязаны принять объект по акту и в 2-дневный срок сообщить об этом в Минкультуры;
- последнее в 5-дневный срок принимает названный объект по акту приемки-передачи либо составляет акт об отсутствии у материального объекта особых духовных, художественных и (или) документальных ценностей[5].
Профессиональный поиск
Под профессиональным имеется в виду поиск (как правило, сознательный) ценностей лицами, которые должны заниматься им в силу своих трудовых либо служебных обязанностей (археологи и т.п.). В отличие от инициативного поиска здесь речь ни о разделе вклада, ни о денежной компенсации не идет: п. 3 ст. 234 ГК гласит, что правила этой статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.
Статья 37 Закона № 98-З предусматривает, что Минкультуры выдает разрешения на:
- проведение археологических исследований (после предоставления НАН Беларуси такого права их исполнителям);
- научно-исследовательские, проектные, реставрационно-восстановительные работы на материальных ИКЦ и(или) в зонах охраны недвижимых ИКЦ.
За присвоение найденного клада ст. 10.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность, предусматривающая предупреждение или наложение штрафа в размере до 5 базовых величин, а в особо крупном размере последует уголовная ответственность согласност. 215 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Распоряжение кладом
В целом, право собственности на ИКЦ по сравнению с обычными движимыми и недвижимыми объектами в достаточной мере ограничено. Непосредственно придание статуса ИКЦ не влечет смены собственника, однако в дальнейшем согласно ст. 52 Закона № 98 ему запрещается:
- отчуждать или иным способом передавать право собственности на ИКЦ без согласования с местным исполнительным и распорядительным органом;
- менять место нахождения, условия хранения и использования ИКЦ без согласования с Минкультуры;
- уничтожать и допускать причинение вреда ИКЦ;
- вывозить ИКЦ за пределы Республики Беларусь на постоянное хранение;
- передавать ИКЦ Вооруженным силам Республики Беларусь и другим воинским формированиям.
Однако, как мы уже отмечали, придание статуса ИКЦ не происходит автоматически и требует времени. Вместе с тем существуют другие ограничения на распоряжение ценностями, прежде всего установленные Законом Республики Беларусь от 21.06.2002 № 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Так, операции с драгоценными металлами в виде монет отнесены к банковским операциям. Такие сделки между физическими лицами серьезно ограничены, допускается только заключение сделок с драгоценными металлами, предусматривающими:
- их дарение, пожертвование;
- завещание и приобретение их по праву наследования;
- купли-продажи и обмена в целях коллекционирования и тезаврации единичных экземпляров монет из драгоценных металлов (п. 1, 6 Правил совершения сделок с драгоценными металлами и камнями, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.11.1999 № 1838).
Скупка драгоценных металлов в изделиях и ломе, за исключением скупки для использования в собственном производстве ювелирных изделий, отнесена к государственной монополии. Правила скупки у физических лиц драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2011 № 1211, предусматривают, что не подлежат скупке у физических лиц, в том числе предметы из драгоценных камней, которым в установленном порядке придан статус историко-культурных ценностей. В свою очередь, организации, скупившие предметы антиквариата из драгоценных камней, обязаны направлять письменные запросы в территориальные органы внутренних дел для проверки скупленных предметов по банку данных криминальной информации органов внутренних дел Республики Беларусь согласно содержащимся в нем сведениям о культурных ценностях.
Источник публикации:"Личный юрист", № 3/2013
[1] Основной признак законного платежного средства - обязательность приема по нарицательной стоимости, тогда как другие деньги могут быть оценены по массе драгоценных металлов (золота, серебра) либо по исторической ценности (например, медные монеты). - Здесь и далее примеч. авт.
[2] Отказ не обязательно должен выражаться словами, данные нормы ГК допускают отказ в конклюдентной форме (путем совершения определенных действий, свидетельствующих о нем).
[3] Статья 16 Закона Республики Беларусь от 21.06.2002 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предусматривает, что клады являются одном из источников формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.
[4] Любопытно, что в Италии первым нормативным актом, запретившим раскопки без разрешения и обязавший собственника земельного участка в течение 24 часов сообщать властям о сделанных находках, был эдикт кардинала Альдобрандини от 05.10.1624 (Богуславский, М. М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.М. Богуславский - М., 2005. - С. 35).
[5] См. также: постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 31.05.2007 № 26 «Аб некаторых пытаннях фiксацыi, навуковай апрацоўкi i мастацкай ацэнкi выяўленых матэрыяльных аб'ектаў i нематэрыяльных праяўленняў творчасцi чалавека, якiя могуць уяўляць гiсторыка-культурную каштоўнасць, i парадку зацвярджэння эталона фiксаванай нематэрыяльнай гiсторыка-культурна каштоўнасцi».